Льготы по ЕСВ для предпринимателей из зоны АТО

27:08:2015 г.

В письме № 5837/М/99-99-17-02-02-14 от 18.06.2015 г. Государственная фискальная служба Украины (ГФС) поведала свое мнение о предоставлении налоговых льгот предпринимателям из зоны АТО.

Фискалы в вышеуказанном письме пришли к выводу о том, что ЗУ «О временных мероприятиях на время проведения АТО» не отменяет обязанностей, определенных частью второй ст. 6 Закона о ЕСВ, а предоставляет возможность плательщикам единого взноса на период проведения антитеррористической операции не выполнять их в установленные сроки и в полном объеме. Указанные обязанности должны быть выполнены плательщиками единого взноса после окончания АТО. При этом, специалисты ГФС считают, что для освобождения от ответственности за неуплату ЕСВ и не предоставление отчетности по данному взносу необходимо не только заявление плательщика, но и сертификат Торгово-промышленной палаты, подтверждающий наличие форс-мажорных обстоятельств.

У меня противоположное мнение по данному вопросу, и думается, что большинство предпринимателей — плательщиков ЕСВ из зоны АТО имеют мнение, аналогичное моему. Попробуем разобраться.

На основании абзаца «б» п.8 ст.11 (Переходные положения) ЗУ «О временных мероприятиях на время проведения АТО» внесены изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхования» (Закон о ЕСВ). Так, в данный закон внесена норма, согласно которой плательщики единого взноса, которые находятся на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, определенных перечнем, указанным в статье 2 Закона Украины "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции", где проводилась антитеррористическая операция, освобождаются от выполнения своих обязанностей, определенных частью второй статьи 6 Закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" (Закон о ЕСВ), на период с 14 апреля 2014 до окончания антитеррористической операции. Также данная норма предусматривает, что основанием для освобождения от выполнения обязанностей плательщика ЕСВ является поданное таким плательщиком заявление в контролирующий орган в течение 30 дней после завершения АТО. Ответственность, штрафные и финансовые санкции к таким плательщикам не применяются, а недоимка по ЕСВ признается безнадежной и подлежит списанию.

Повторюсь, внесены изменения в Закон о ЕСВ. Таким образом, профильный закон, регулирующий основы сбора и учета ЕСВ, предусматривает, что основанием для освобождения плательщиков ЕСВ от выполнения обязанностей и ответственности за их не выполнение, является заявление, которое подается в контролирующий орган в свободной форме не позднее 30 календарных дней после окончания АТО. Ответственность, штрафные санкции за невыполнение обязанностей плательщика ЕСВ за время проведения АТО не применяется, а возникшая недоимка признается безнадежной и подлежит списанию в порядке, предусмотренном для списания безнадежного налогового долга.

Порядок списания безнадежного налогового долга утвержден Приказом Министерства доходов и сборов Украины №577 от 10.10.2013 года (Приказ). Раздел II Приказа предусматривает, что безнадежный налоговый долг, возникший в следствие действия форс-мажорных обстоятельств подлежит списанию, если наличие таких обстоятельств подтверждено документом (сертификатом) Торгово-промышленной палаты Украины.

Следует обратить внимание на п.1.3 ст.1 Налогового кодекса Украины (НКУ), согласно которому НКУ не регулирует вопросы погашения обязательств по уплате ЕСВ. Поэтому, решая вопрос об освобождении от ответственности за невыполнение обязанностей плательщика ЕСВ, по моему мнению, нужно руководствоваться нормами ЗУ «О временных мерах на время проведения АТО» и Закона о ЕСВ, а именно, в течение 30 дней с момента окончания АТО подать в контролирующий орган заявление об освобождении от выполнения обязанностей плательщика ЕСВ и от ответственности за их невыполнение.

А с целью признания недоимки по ЕСВ за время проведения АТО безнадежным налоговым долгом и ее списания нужно использовать положения вышеупомянутого Порядка, и получив сертификат ТПП о форс-мажорных обстоятельствах, обратиться в контролирующий орган с заявлением о списании долга, к которому приложить сертификат ТПП.

Резюмируем . Ответственность, штрафные и финансовые санкции за невыполнение, ненадлежащее или несвоевременное выполнение обязанностей, возложенных на плательщиков ЕСВ (начисление, уплата ЕСВ в бюджет, подача отчетности по взносу), не применяются в случае подачи заявления в контролирующий орган и без предоставления сертификата ТПП Украины. А для признания недоимки по ЕСВ, возникшей за время проведения АТО, безнадежным налоговым долгом и ее списания, получать сертификат о наличии форс-мажора придется. Кстати, о получении сертификата.

Определившись с тем, что для списания недоимки по ЕСВ как безнадежного налогового долга, сертификат необходим, все же не советую до окончания АТО в Вашем населенном пункте (т.е. до окончания действия форс-мажорных обстоятельств) торопиться его получать. Объясню почему. 27 октября 2014 года ГФС обратилась к ТПП Украины с письмом №5694/6/99-99-25-01-15, в котором «разъясняла и напоминала» последней, как выдавать сертификаты о форс-мажоре для списания налогового долга, также напомнила (невзначай) об ответственности сотрудников ТПП за безосновательную выдачу сертификатов. Кроме прочего, в письме указано, что если в конкретном населенном пункте АТО продолжает действовать, то период времени, в котором имеются форс-мажорные обстоятельства, должен длиться с начала АТО в конкретном месте и до даты выдачи сертификата. Есть мнение, что ТПП Украины будет прислушиваться к «рекомендациям» фискалов. Поэтому может иметь место ситуация, при которой Вы получите сертификат с указанием периода действия форс-мажорных обстоятельств, ограниченного датой выдачи сертификата, но при этом данные обстоятельства в реалии будут продолжать действовать. В таком случае либо придется снова получать сертификат, но уже на другой период, либо недоимка по ЕСВ будет списана только по дату получения сертификата.

Учитывая мнение ГФС, думаю, что после окончания АТО предпринимателям из зоны АТО грозят доначисления и штрафные санкции за неуплату ЕСВ и не предоставление отчетности по этому взносу. Можно попытаться «изменить мнение» фискальной службы по данному вопросу, обратившись в контролирующий орган с заявлением о предоставлении налоговой консультации, и попросив разъяснить порядок применения вышеуказанных правовых норм о предоставлении предпринимателям льгот по ЕСВ в связи с проведением АТО. Дело в том, что в соответствие с п.53.3 ст.53 НКУ, налоговая консультация может быть обжалована плательщиком в суд как акт индивидуального действия. Признание судом налоговой консультации недействительной является основанием для предоставления новой консультации с учетом выводов, изложенных в решении суда. Т.е., если получиться убедить суд в «неправильности» выводов фискалов, то последние будут обязаны выдать новую консультацию, выводы которой будут соответствовать положениям ЗУ «О временных мероприятиях на время проведения АТО».

Двери открываются тем, кто в них стучит. Поэтому советую активно защищать свои права, безусловно предусмотренные и гарантированные вышеуказанным Законом.

 Яков Гольдарб, адвокат, Лига. Блоги