Проводим инвентаризацию расчетов с бюджетом

23:12:2016 г.
Инвентаризируя расчеты с бюджетом, продолжим выяснять правила сверки таких расчетов и порядок действий предприятия в случае выявления расхождений.

Срок для выдачи акта сверки

По праву, предоставленному статьей 1 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 г. № 393/96-ВР (далее — Закон № 393), граждане Украины могут обратиться в органы государственной власти, в частности с заявлением или ходатайством о реализации своих социально-экономических и личных прав и законных интересов.

Срок рассмотрения обращений и их решения составляет не более одного месяца со дня их поступления. Обращения, не требующие дополнительного изучения, рассматривают безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их получения (ст. 20 Закона № 393).

Поэтому субъект хозяйствования, относительно которого в контролирующем органе открыто интегрированные карточки плательщиков (далее – ИКП), может обратиться с письменным заявлением о сверке расчетов. Согласно разъяснениям налоговиков, в заявлении нужно указать платежи и период, по которым сверяют состояние расчетов с бюджетами, а также начисленные и уплаченные субъектами хозяйствования суммы по этим платежам за соответствующий период.

Поскольку все данные зафиксированы в ИКП, налоговикам не нужно дополнительное время, чтобы изучить обращение и получить нужную информацию. Так, не позднее 15 рабочих дней со дня получения письменного заявления от налогоплательщика налоговая должна предоставить документ (вроде акта сверки) о состоянии расчетов этого плательщика по налогам, сборам и единому социальному взносу. Подтверждают это и фискалы (категория ЗИР 135.04).

Урегулирование разногласий

Если на основании акта сверки, составленного налоговиками в произвольной форме, налогоплательщик обнаруживает расхождения между данными бухучета и ИКП по расчетам с бюджетом, их нужно урегулировать. Ведь пунктом 5 Положения № 879 установлено, что инвентаризация должна обеспечить проверку полноты отражения обязательств. Но перед урегулированием следует выяснить причины таких разногласий, а их может быть много.

Ошибки налогоплательщика

Налогоплательщик может допустить ошибки при начислении сумм налогов в бухучете, их отражении в налоговых декларациях (расчетах) и др.

Налогоплательщик может ошибиться и в реквизитах расчетных документов на уплату налогов, предусмотренных Порядком заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата ошибочно или излишне зачисленных средств, утвержденным приказом Минфина от 24.07.2015 г. № 666. В этом случае налоговики выясняют назначения платежа по правилам, установленным пунктом 2 раздела III Порядка № 422, а затем переносят в ИКП плательщика. Поэтому возможны разногласия во время такого выяснения.

Ошибки органа Государственной фискальной службы Украины (далее − ГФСУ)

Порядок № 422 предусматривает возможность искажения (искривления) показателей − неполное и/или несвоевременное отражение в соответствующих регистрах информационной системы, допущенное работниками органов ГФСУ как нарочно, так и случайно − вследствие арифметических и технических ошибок. Понятно, что эти ошибки также подлежат исправлению по правилам Порядка № 422.

Проверка расчетов с бюджетом через электронный кабинет

Такой сервис, как «Электронный кабинет налогоплательщика», вводит ряд онлайн-услуг для субъектов хозяйствования, которые облегчают взаимоотношения с фискальными органами. Ведь с его помощью налогоплательщики могут не только подготовить, заполнить и отправить налоговую отчетность в электронной форме, но и ознакомиться с информацией о состоянии расчетов с бюджетом. В этом случае не нужно посещать налоговую с обращением о проведении сверки расчетов с бюджетом.

Переплата налогов: что делать

Налогоплательщик может подать заявление о возврате излишне уплаченных денежных обязательств в произвольной форме. В ней он указывает, куда перечислить средства, в частности на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета (п. 43.4 НКУ). А собственно Порядок возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержден приказом Минфина от 03.09.2013 г. № 787.

DeVisu.ua

 

 
 
 

Rambler's Top100