Основные ЕСВ-соцстраховательные изменения, принятые попутно с пенсионной реформой

18:10:2017 г.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 3 октября 2017 года № 2148-VIII (далее — Закон № 2148) (законопроект от 22 июня 2017 года № 6614) обновлены нормы не только пенсионного, но и ЕСВ-соцстраховательного законодательства. Отметим, что Закон № 2148 вступил в силу с 11 октября 2017 года. Однако в заключительных и переходных положениях Закона № 2148 есть особые правила вступления в силу его отдельных положений.

Итак, давайте проанализируем основные ЕСВ-соцстраховательные нововведения, которые внесены в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 8 июля 2010 года № 2464-VI (далее — Закон № 2464) и Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23 сентября 1999 года № 1105-XIV (далее — Закон № 1105).

ЕСВ

1. С 1 января 2018 максимальная база для исчисления ЕСВ составит не 25 размеров прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, а 15 размеров минимальной заработной платы. Учитывая то, что прожиточный минимум значительно меньше минзарплаты, максимальная база кардинально не изменится.

2. Все физлица-предприниматели должны будут ежеквартально уплачивать ЕСВ (до 20 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом) (ст. 9 Закона № 2464). То есть для ФЛП-единщиков сроки уплаты ЕСВ не изменятся. А вот для общесистемщиков это нововведение невыгодно, ведь до принятия Закона № 2148 платить его нужно было только раз в год (до 10 февраля следующего года). Итак, с 1 января 2018 года для всех предпринимателей будет единый срок уплаты.
Вместе с тем, считаем, что за 2017 год общесистемщики должны заплатить по старым правилам (то есть до 10 февраля 2018 года). Надеемся, что в будущем фискалы разъяснят эту переходную норму и подтвердят нашу позицию.

3. С 1 января 2018 года плательщики единого налога первой группы теряют право на уплату ЕСВ в размере 0,5 минимального страхового взноса. Тем самым первогруппников сравняли со всеми предпринимателями, которые должны платить ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса (ст. 7 Закона № 2464).
4. Договором о добровольном участии может быть предусмотрена одноразовая уплата ЕСВ за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию. Сумма уплаченного ЕСВ за каждый месяц такого периода не может быть меньше минимального страхового взноса на дату заключения договора, умноженного на коэффициент 2.
5. Информация из Государственного реестра может предоставляться работодателям, банкам, предприятиям, учреждениям и организациям с целью ее использования для обслуживания граждан (с их согласия или в случаях и порядке, установленных законодательством в сфере защиты персональных данных).

Соцпособие

1. В новой редакции ст. 30 Закона № 1105 указано, что материальное обеспечение и социальные услуги по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора, гражданско-правового договора и по другим основаниям, назначаются и предоставляются по основному месту работы (деятельности).
Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), пособие по беременности и родам застрахованным лицам (в том числе осуществляющим предпринимательскую или иную деятельность и одновременно работающим на условиях трудового договора) предоставляются по основному месту работы (деятельности) и по совместительству (найму) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Вместе с тем предприниматели, если они где-то работают еще и по трудовому договору, имеют право получать пособие и как ФЛП, и как наемные работники. Но для практического воплощения этих новаций, очевидно, нужно еще внести изменения в Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26 сентября 2001 года № 1266.

2. В Законе № 1105 ранее было указано, что решение о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, которая создается (избирается) на предприятии, в учреждении, организации. То есть в старой редакции Закона № 1105 забыли о ФЛП-работодателях, но в Законе № 2148 исправили эту неточность, добавив физических лиц — предпринимателей.

Газета "Консультант частного предпринимателя" №19, 2017 год
 
 
 

Rambler's Top100