IT-услугам хотят дать льготы по налогообложению

16:08:2011 г.

В Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона «Об экономическом эксперименте относительно создания благоприятных условий для развития в Украине индустрии программной продукции» № 8267 (далее — Законопроект № 8267). Цель этого законопроекта — проведение экономического эксперимента, направленного на создание благоприятных условий для развития в Украине индустрии программной продукции, увеличение объемов производства и продажи конкурентоспособной продукции в этой сфере.

На кого распространяется Законопроект № 8267

Этот законопроект будет распространятся исключительно на юридических лиц, которые включены в единый государственный реестр участников экономического эксперимента в сфере индустрии программной продукции и осуществляют один или несколько видов экономической деятельности с перечисленных ниже и соответствуют определенным критериям:
1) осуществляют один из таких видов хозяйственной деятельности в сфере индустрии программной продукции:
— консультирование по вопросам информатизации, включая консультирование относительно типа и конфигурации компьютерных технических средств и использование технологий программного обеспечения: анализ информационных потребностей пользователей и поиск самых оптимальных решений (КВЭД 72.10.0 согласно Классификации видов экономической деятельности ДК 009:2005);
— разработка стандартного программного обеспечения, включая разработку, издание и реализацию (продажа, прокат и (или) предоставление лицензий) системных пакетов программ, служебных и игровых программ (КВЭД 72.21.0);
— другие виды деятельности в сфере разработки программного обеспечения, включая консультирование по вопросам создания продукции программного обеспечения и предоставления помощи относительно технических аспектов компьютерных систем; разработка индивидуального программного обеспечения (на заказ) и адаптация пакетов программ к специфическим потребностям пользователей; разработка вэб-страниц; предоставление услуг по системному анализу, программированию и сопровождению, а также других специализированных услуг в сфере информатизации, не отнесенных к другим группированиям (КВЭД 72.22.0);
— обработка данных, включая обработку данных с применением программного обеспечения пользователя или собственного программного обеспечения; полную обработку, подготовку и введение данных; эксплуатацию на долгодействующей основе компьютерной техники, принадлежащей другим пользователям; предоставление услуг по размещению данных в сети Интернет (КВЭД 72.30.0);
— деятельность, связанная с банками данных, включая предоставление данных в определенном порядке или последовательности путем выбора или прямого доступа к данным (автоматизированное ведение данных): данные могут быть доступны для всех или для ограниченного количества пользователей и сортироваться на заказ; издание любой информации в сети Интернет, в т. ч. книг, газет, журналов, если они не имеют другой формы публикации, кроме сети Интернет; создание баз данных в оперативном режиме «он-лайн»; создание каталогов, адресных списков и т. п. в оперативном режиме; деятельность, связанная с порталами поиска в сети Интернет (КВЭД 72.40.0);
— деятельность по производству электронно-вычислительных машин и другого оборудования для обработки информации, монтажа и установления электронно-вычислительных машин и другого оборудования для обработки информации (КВЭД 30.02.1, 30.02.2);
— другая деятельность в сфере информатизации (КВЭД 72.60.0);

2) часть дохода такого юридического лица, полученного на протяжении предыдущего отчетного квартала от одного или больше видов деятельности, указанных выше, составляет не менее 60% общего дохода, который учитывается при расчете объекта налогообложения, полученного таким юридическим лицом. Такое соотношение объемов дохода должно быть соблюдено на протяжении всего срока участия юридического лица в экономическом эксперименте;

3) в предыдущем квартале у такого юридического лица суммы расходов на оплату труда работ и услуг, которые предоставлялись этому юридическому лицу физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности (ФЛП) по видам экономической деятельности, определенным выше, и расходы такого юридического лица на выплаты физическим лицам в соответствии с трудовыми договорами и договорами гражданско-правового характера согласно ст. 142 Налогового кодекса Украины (далее — НК) и расходы на суммы взносов на социальные мероприятия согласно ст. 143 НК составляют не меньше 30% от суммы административных расходов (п. 138.10.2 НК), расходов на сбыт (п. 138.10.3 НК), других операционных расходов (п. 138.10.4 НК), за вычетом роялти.
При этом, начиная с 4-го месяца участия юридического лица в экономическом эксперименте (но не раньше начала нового отчетного квартала), расходы юридического лица, в предыдущем квартале, на выплаты физическим лицам согласно трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера в соответствии со ст. 142 НК и расходы на суммы взносов на социальные мероприятия согласно ст. 143 НК должны составлять не меньше 50% от суммы административных расходов (пп. 138.10.2 НК), расходов на сбыт (пп. 138.10.3 ПК), других операционных расходов (пп. 138.10.4 НК), за вычетом роялти и не менее 12% от объемов доходов, которые учитываются при расчете объекта налогообложения, полученного юридическим лицом в предыдущем отчетном квартале.
Законопроектом установлено, что привлечение юридических лиц, которые принимают решение о присоединении к экономическому эксперименту проводится путем включения юридического лица в единый государственный реестр участников экономического эксперимента в сфере индустрии программной продукции согласно этому закону, осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Когда и на какой период проводится эксперимент
Действие эксперимента планируется с 1 января 2012 года и до 1 января 2017 года.

Какие льготы получают IT-участники эксперимента
В Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно экономического эксперимента по созданию благоприятных условий для развития в Украине индустрии программной продукции» № 8268 (далее — Законопроект № 8268). Этим законопроектом предполагается дать следующие льготы участникам эксперимента:
снизить ставку налога на прибыль предприятий до 16% (по сравнению со ставкой налога на прибыль в 21%, действующей с 2012 года, 19% в 2013 году, 16% в 2014 году). То есть по сути льгота по налогу на прибыль будет работать 2 года — 2012 год и 2013 год, так как с 2014 года ставка налога на прибыль и так предполагается 16%;
снизить ставку налога на доходы физических лиц до 10% (в отличие от ставки в 15%);
освободить от уплаты НДС участников эксперимента по операциям предоставления услуг разработки, снабжения и тестирования программного обеспечения, обработки данных и предоставления консультаций по вопросам информатизации, предоставления информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем.

Обращаем внимание, что все вышеизложенное касается исключительно юридических лиц и не относится к физическим лицам — предпринимателям. По крайней мере, так изложено в существующих на сегодняшний день редакциях Законопроекта № 8268 и Законопроекта № 8267.

БОРИС ДАХНО,
юрист газеты «Консультант частного предпринимателя»