Налоговый кодекс глазами экспертов

13:12:2010 г.

Налоговый кодекс - один из самых одиозных и противоречивых нормативно-правовых актов последних лет. Впрочем, не удивительно: ведь сбор налогов - одна из основных функций государства, которая касается напрямую всех без исключения его граждан.
Уже сейчас понятно, что после принятия Налогового кодекса все будет по-другому: целая эпоха взаимоотношений бухгалтеров с налоговой службой останется позади и наше государство войдет в "новый налоговый век". Как новые ставки и правила уплаты налогов и сборов скажутся на бизнесе - покажет только время. Но уже сейчас хотелось бы знать, что думают по поводу нового документа специалисты: профессиональные юристы и аудиторы, которым также предстоит вплотную работать с новым документом, помогая предпринимателям и бухгалтерам в решении их проблем.
Высказать свое мнение о Налоговом кодексе мы попросили партнеров ведущих юридических и аудиторских компаний. Вот что говорят юристы и аудиторы о новой украинской "Налоговой Конституции":
Алексей Яценко, партнер ЮФ "Губенко и Партнеры"
Вряд ли сегодня найдется более актуальная тема, чем Налоговый кодекс. Активная работа партии власти по принятию, во что бы то ни стало, Налогового кодекса и не менее активное сопротивление его принятию со стороны предпринимателей и простых граждан продемонстрировало отсутствие в обществе консенсуса относительно налогообложения и принципов внедрения новых фискальных правил.
Я вижу мало хорошего в поспешном принятии данного Кодекса. Полагаю, что сама по себе необходимость принятия Налогового кодекса сомнительна, тем более нецелесообразно принимать его в столь "сырой" редакции. Давайте вспомним, что другие масштабные законы (Гражданский кодекс, Закон "Об акционерных обществах") разрабатывались и обсуждались на протяжении нескольких лет, при участии общественности, с привлечением широкого круга ученых и практиков.
После вступления Налогового кодекса в силу от бизнеса потребуется быстрая реакция для максимально безболезненного прохождения "периода привыкания", когда без помощи юристов и налоговых консультантов обойтись будет чрезвычайно сложно.
Татьяна Кузьменко, партнер ЮФ "AstapovLawyers"
Не следовало ожидать, что принятие Налогового кодекса в условиях финансового кризиса, огромных внешних и внутренних долгов государства повлекло бы для налогоплательщиков финансовые послабления.
Теперь предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения, не смогут относить в валовые затраты стоимость услуг, приобретенных у предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Порядок ведения их налогового учета будет совмещен с бухгалтерским таким образом, что доходы будут учитываться в первую очередь, а расходы - в последнюю, существенно увеличивая базу налогообложения.
Серьезные опасения вызывает введение единого социального налога. При всей очевидности необходимости такой унификации, опыт администрирования единого налога в Украине и единого социального налога в России показывает неэффективность такой практики распределения средств в государственном бюджете.
При явном ужесточении фискальной политики законодатели также побеспокоились о ее неукоснительном соблюдении: наделили налоговые органы еще большими полномочиями.
Так, к существующим видам проверок добавился еще один: фактическая проверка, которая осуществляется без предупреждения налогоплательщика по месту фактического проведения ним деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.
Кроме того, Налоговый кодекс расширил основания для проведения внеплановых проверок. В частности, внеплановая проверка может быть проведена в случае подачи уточняющего перерасчета налога за период, который уже был проверен налоговым органом, в случае расхождения данных налоговой накладной и Единого реестра налоговых накладных, в случае получения информации об уклонении от налогообложения выплаченной зарплаты, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат.
Очевидно, что увеличение налогового давления государства на бизнес предоставляет юристам обширное поле для деятельности по защите прав и интересов предпринимателей от неправомерных действий налоговых органов.
Иван Юрченко, старший юрист ЮФ "Василь Кисиль и Партнеры"
Среди недостатков Кодекса можно выделить сложные правила амортизации основных фондов (в том числе увеличение количества групп основных фондов до 16, и до 6 - нематериальных активов), явный акцент на возможности признания гражданско-правовых отношений трудовыми (и, как следствие, возложение на налогового агента дополнительных налоговых обязательств), ограничения по валовозатратности роялти и ряда услуг, уплаченных в пользу нерезидентов, отказ вводить освобождение от уплаты налоговых обязательств лицам, действовавшим на основании налогового разъяснения (консультации).
Среди положительных моментов - некоторое уменьшение размеров штрафных санкций (в т. ч. устранение 200 % штрафа), возможность предоставления возвратной финансовой помощи учредителем своей компании на срок до 1 года без налогообложения, освобождение от уплаты авансового налога на прибыль плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога при выплате дивидендов, четкие правила реорганизации юридических лиц, устранение дискриминации в ставке налога на доходы физических лиц.
Благодаря вмешательству Президента Украины большинство предпринимателей могут некоторое время использовать упрощенную систему налогообложения (правда, едва ли плательщики налога на прибыль захотят сотрудничать с ними, учитывая ограничение валовых затрат в этой части). Однако, учитывая поручение Президента разработать специальный законопроект об упрощенной системе налогообложения, есть веские основания ожидать, что уже весной вопрос перехода на "обычную" систему налогообложения встанет снова.
Бум семинаров и тренингов, которые могут позиционироваться и как продукт юридических фирм, наряду с аудиторскими, уже в разгаре. Проявляется повышенный интерес в получении консультаций и разъяснений по тем операциям, налогообложение которых в силу принятия Налогового кодекса изменится, а также общий обзор бизнеса или отдельных операций на предмет соответствия новому законодательству.
Сергей Герасимов, аудитор АФ "Аксенова и партнеры"
На мой взгляд, проблема принятия Налогового кодекса начинается с того, что Правительство Украины поставило стратегическую задачу - разработать и принять один из основополагающих для страны нормативных документов в крайне сжатые сроки. Как минимум, беспрецедентным является стремление установить принципиально новые правила налогового законодательства за месяц до начала следующего календарного года, в котором всем нам уже предстоит работать по этим правилам. Даже тот факт, что раздел Налогового кодекса, регулирующий налогообложение прибыли, вступает в силу с 1 апреля 2010 года, выглядит неутешительным на фоне глобальных изменений налогового законодательства. Такая спешка в принятии Кодекса уже привела к тому, что документ содержит огромное количество коллизий и недоработок.
Например, вопрос определения "обычной цены" так и остался проблемным - пп. 39.14 Налогового кодекса предусмотрено, что обязанность доказывать факт несоответствия договорной цены уровню обычной цены возложена на органы государственной налоговой службы. Все бы хорошо, но следующим же абзацем органам налоговой службы предоставлено право направить запрос предприятию, которое, в свою очередь, обязано в ответ обосновать уровень договорной цены. Как видим, доказывать свою правоту по-прежнему обязан все-таки налогоплательщик, а не налоговый орган.
В контексте НДС также остается масса неясностей. К примеру, в соответствии с требованиями пп. 196.1.14 Налогового кодекса не являются объектом налогообложения НДС операции по предоставлению консультационных услуг. Однако вряд ли кто-то сможет с уверенностью сказать, что же именно относится к таким "консультационным услугам". Являются ли консультационными, например, маркетинговые и мерчендайзинговые услуги, широко предоставляемые всеми торговыми сетями и потребляемые большим количеством производителей и продавцов?
Данный пример не является исключением, подобных проблем в Кодексе достаточно много. Думаю, что с таким Налоговым кодексом у собственников и руководителей бизнеса возникнет немало риторических вопросов к законодателю, а вот решение проблемных вопросов с контролирующими органами, кроме всего прочего, повлечет за собой финансовые потери со стороны плательщиков налогов в части штрафных санкций, пени и т.д.
Относительно влияния нового нормативного документа на рынок аудиторских и бухгалтерских услуг, можно предположить, что большое количество неясных и спорных моментов, содержащихся на сегодня в Налоговом кодексе, приведет к увеличению спроса на услуги налогового консалтинга, предоставляемые аудиторскими фирмами. Принимая же во внимание тенденции интенсивного изменения украинского налогового законодательства, данный вид сопутствующих аудиторских услуг будет пользоваться все большим и большим спросом.
Резюмируя мнения специалистов, отметим, что практически все они пришли к одному выводу: Кодекс еще "сырой" и потребуется достаточно много времени для того, чтобы его доработать и исправить все ошибки, порожденные поспешностью его принятия. Безусловно, идея создать кодифицированный свод налоговых законов хороша и появление подобного рода документа могло бы существенно упростить ведение бизнеса в Украине и повысить ее инвестиционную привлекательность. Но в бочке меда, как известно, не без ложки дегтя.
Кодекс не был как следует обсужден с независимыми экспертами, экономистами, юристами и предпринимателями, не были услышаны многие резонные предложения бизнеса. Документ рассматривался и принимался Радой в спешке и уже сейчас в тексте Налогового кодекса просматривается ряд неоднозначных толкований и правовых коллизий. Подобное положение вещей, к сожалению, вряд ли упростит жизнь налогоплательщикам и уж точно не улучшит инвестиционный имидж нашей страны.
Как бы там ни было, теперь уже всем нам, как законопослушным гражданам, придется "отшлифовывать" Налоговый кодекс на практике нелегким путем проб и ошибок. Да и главный вопрос состоит в том, захочет ли государство прислушиваться к налогоплательщикам и вносить в Кодекс коррективы по мере выявления проблем и очевидных коллизий. Будем надеяться на лучшее. Пока что нужно в кратчайшие сроки изучить документ, ибо платить налоги по-новому придется уже начиная со следующего года.

Лига: закон