Продажа электронных сигарет: ограничения в обращении и нужна ли лицензия

16:02:2017 г.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
ПИСЬМО от 25.11.2016 г. № 41635/1395-0-2-16/7.2

Министерством юстиции в связи с письмом касательно предоставления разъяснений некоторых вопросов законодательства Украины, связанных с использованием электронных сигарет, сообщается, что предоставление разъяснения по затронутым вопросам не относится к компетенции Минюста, которое действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 2 июля 2014 года № 228. При этом в порядке информирования сообщаем.

 

Относительно ограничения обращения электронных сигарет

Закон Украины «О мерах относительно предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» (далее - Закон) определяет основные принципы и направления государственной политики относительно предупреждения курения табачных изделий, снижения уровня их потребления среди населения, ограничения доступа к ним детей, охраны здоровья населения от вреда, наносимого их здоровью в результате развития заболеваний, инвалидности, а также смертности, вызванных курением табачных изделий или другим способом их употребления.

Так, в соответствии со ст. 13 Закона реализация (продажа) табачных изделий, предметов, связанных с их употреблением, лицам, не достигшим 18 лет, а также реализация (продажа) табачных изделий в упаковках, содержащих менее 20 сигарет или папирос, поштучно (кроме сигар) запрещаются. Законом могут устанавливаться и другие ограничения относительно реализации (продажи) табачных изделий.

При этом согласно ст. 1 Закона предметы, связанные с употреблением табачных изделий, - это портсигары, мундштуки, трубки, сигаретная бумага, фильтры, обрезчик сигар, необходимые для употребления табачных изделий, кроме зажигалок и спичек.

То есть электронные сигареты не включены в перечень предметов, связанных с употреблением табачных изделий.

В то же время хотя электронные сигареты и не являются предметами, связанными с употреблением табачных изделий в соответствии с Законом, по нашему мнению, они являются предметами, стимулирующими возникновение зависимости от самого процесса курения (вдыхание), и как следствие создают большие риски, в том числе способствуют пропаганде в попытке употребления табачных изделий среди несовершеннолетних.

Следует констатировать, что государственное регулирование в этой сфере отношений является устаревшим, при этом технологии производства табачных изделий и предметов, которые их имитируют, а также предметов, связанных с употреблением табачных изделий, постоянно совершенствуются и достигли нового уровня, а потому есть необходимость пересмотра законодательства в этой сфере отношений с целью установления императивных правил поведения на этом рынке для выполнения государством одной из основных функций - защиты здоровья населения и осуществления контроля за деятельностью субъектов хозяйствования этой отрасли.
При этом следует учитывать, что указанным Законом запрещается курение табачных изделий, а также электронных сигарет и кальянов:
1) в лифтах и таксофонах;
2) в помещениях и на территории учреждений здравоохранения;
3) в помещениях и на территории учебных заведений;
4) на детских площадках;
5) в помещениях и на территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и учреждений физической культуры и спорта;
6) в подъездах жилых домов;
7) в подземных переходах;
8) в транспорте общего пользования, используемого для перевозки пассажиров;
9) в помещениях заведений ресторанного хозяйства;
10) в помещениях объектов культурного назначения;
11) в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;
12) на стационарно оборудованных остановках маршрутных транспортных средств.


Относительно получения лицензий на продажу электронных сигарет

Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» закрепляется обязанность для субъектов хозяйствования получать лицензии на производство, импорт, экспорт и оптовую и розничную торговлю табачными изделиями (ч. 2 ст. 2, ст. 15).

При этом указанный Закон не предусматривает средств и механизмов государственного регулирования хозяйственной деятельности при продаже электронных сигарет, что, по нашему мнению, лежит в плоскости проведения анализа относительно необходимости и целесообразности введения такого государственного регулирования в соответствующей сфере отношений.

Так, анализируя законодательные акты, регулирующие хозяйственную деятельность в определенных сферах отношений, можно сделать вывод, что такого регулирования требует и деятельность, практика осуществления которой доказывает, что она нуждается в государственном регулировании с применением средств регулирующего влияния на деятельность этих субъектов.

Также сообщаем, что письма Минюста не устанавливают норм права и имеют только информационный характер.

Первый заместитель Министра                                          Н. Севостьянова

 

 
 
 

Rambler's Top100