Старыми схемами по новому IBANу: как мошенники используют переходный период

09:09:2019 г.

Переходный период на систему международных номеров банковских счетов IBAN, который стартовал 5 августа и будет длиться до 1 ноября 2019 года, активизировал мошенников, сообщает Delo.ua.

"Мошенники используют недостаточные знания клиентов банков о переходе к системе международных номеров банковских счетов IBAN. Сейчас участились случаи, когда клиентам банка приходят СМС с сообщением, что из-за этого таинственного IBAN его счет обнулен или заблокирован", — рассказывает Delo.ua начальник отдела карточной безопасности Идея Банк Вадим Яковец.

Подобные сообщения, как правило, — это давно проверенный трюк — приводят человека к недоумению и панике. В таком состоянии человеком удобно манипулировать, и он с легкостью открывает свои личные данные мошенникам. 

Основными мерами предосторожности в данном случае — как и при знакомых нам видах мошенничества, например, того же телефонного "фишинга", Вадим Яковец называет:

  • Не звонить по номеру телефона из СМС. Банки отправляют сообщения своим клиентам только с номера с альфа-именем.
  • Позвонить в контакт-центр своего банка и проверить информацию о состоянии счета и карты. И заблокировать, и заказать перевыпуск карты, если ее данные клиент все же опрометчиво открыл злоумышленнику.

Еще одной схемой, которая сейчас используется мошенниками, стала схема с мобильным приложением. Согласно ей аферисты звонят клиенту того или иного банка, представляются сотрудниками банка и говорят, что в связи с переходом на IBAN нужно закачать на телефон новое приложение. При этом человеку, дабы он даже не заметил подвоха, напоминают о том, что нельзя никому, в том числе представителям банка передавать свои персональные данные. Тем временем само приложение открывает удаленный доступ к самому счету человека и, соответственно, к выведению с него денег.

По мнению управляющего партнера Консалтинговой компании "Финансовая студия" Евгения Невмержицкого, для того, чтобы жертв мошенничества при переходе на новый стандарт счетов было меньше, сами банки должны также активизироваться и сообщать своим клиентам о том, что никакой дополнительной информации для смены счета в банк подавать не нужно. "Частные лица, которые являются клиентами банка, должны быть проинформированы о том, что перенастраивать ничего не нужно", — отмечает он.

О том, что новый формат счетов IBAN не влияет на статус счетов и не является поводом для его блокировки, а вводится исключительно для удобства клиентов банковских учреждений, говорит и Вадим Яковец.

IBAN — это международный банковский стандарт счетов, что поддерживается системой расчетов SWIFT. Используется многими странами для удобства расчетов. По номеру счета можно определить страну, банк, филиал банка и непосредственно счет самого клиента. Внедрение системы IBAN в Украине должно сделать наш рынок более привычным для зарубежных инвесторов и упростить для украинских предпринимателей интегрирование в международные финансовые отношения.

Все украинские коммерческие банки до 31 октября этого года должны присвоить клиентам счета согласно стандарту IBAN и сообщить им новые правила заполнения платежных документов.

Уже сегодня, согласно статистике проведенных платежей через систему электронных платежей НБУ, клиенты 29 банков Украины во время перевода используют исключительно IBAN.