Налоговые проверки: кого и почему проверяют при плановых проверках

04:02:2015 г.

Данная статья станет первой из серии статей о проверках Государственной фискальной службой Украины, в которых автором будут описаны все аспекты проверок налогоплательщиков, начиная от того, кому из них стоит ожидать проверки и почему, и заканчивая вопросами обжалования их результатов.

Для налогоплательщиков, пожалуй, вопрос налоговых проверок является наиболее животрепещущим в их общении с Государственной Фискальной Службой (ГФС), поскольку именно в результате проверок соблюдения налогового и валютного законодательства выявляются различные нарушения и принимаются решения о доначислении налоговых обязательств и штрафных санкций. При этом, как говорит статистика, большинство решений ГФС и ее органов в отношении налогоплательщиков являются необоснованными и прямо противоречащими законодательству. Именно поэтому налогоплательщики просто обязаны владеть информацией о том, когда им стоит ожидать налоговую проверку, как предупредить заранее возможные негативные последствия проверки, стоит, или не стоит допускать фискалов к проведению проверки, как себя вести при ее проведении, и, наконец, как обжаловать ее результаты?

Все изложенные здесь материалы основаны на более чем 15-летней успешной практике работы автора как адвоката по налоговым спорам.

Первая часть нашей серии статей о проверках будет посвящена тому, кого и почему из налогоплательщиков проверяют в ходе плановых проверок, какие при этом у ГФС имеются критерии для проверки тех или иных налогоплательщиков, как спрогнозировать проверку?

О моратории на проведение проверок.

Как известно, с 01 января 2015 года изменениями в Налоговый Кодекс несколько ограничено право ГФС на проведение проверок налогоплательщиков. Так, право на проведение налоговой проверки у органов ГФС возникает в случае, когда доход налогоплательщика превышает 20 млн. грн. за прошлый календарный год. Данное правило будет действовать в 2015 и 2016 году. Проверять налогоплательщиков с доходами ниже 20 млн. можно в таких случаях:

  • с согласия Кабинета Министров;
  • налогоплательщиков, которые занимаются реализацией подакцизных товаров;
  • по вопросам наличия лицензий, полноты уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения НДС;
  • с 1 июля 2015 года – плательщиков единого налога по вопросам использования РРО.

Таким образом, даже у налогоплательщиков, с объемом доходов ниже 20 млн. грн. есть все шансы встретиться с фискалами в текущем году.

Критерии осуществления плановых проверок.

Статьей 77 НК установлены основные правила проведения плановых налоговых проверок. Главное правило – такая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок. В такой план-график налогоплательщики включаются по такому критерию отбора, как степень риска неоплаты налогов и сборов. В соответствии с НК таких рисков три: высокий, средний и незначительный. Соответственно, плановая проверка проводится для каждого такого налогоплательщика не чаще одного раза в год, раз в два года и раз в три года.

Порядок формирования и утверждения плана-графика определяется Приказом ГНС №553 от 27.06.2012 года, которым утверждены соответствующие Методические рекомендации.

В соответствии с Рекомендациями план-график составляется на каждый квартал. При этом рекомендации к включению налогоплательщика в план-график проверок могут исходить и от ГФС и от Главных управлений ГФС в областях. Непосредственно же такие планы-графики составляют структурные подразделения районных ГНИ.

Особо хотелось бы отметить, что если ранее (до 2010 года) такие планы составлялись на год и налогоплательщик мог на сайте Налоговой службы ознакомиться с ними, то теперь такие планы имеют гриф «ДСК», то есть, не являются публичными.

В соответствии с Методическими рекомендациями, основными критериями определения предприятий для проверок являются такие критерии:

  • наличие основных фондов;
  • валовые доходы;
  • риски высокой степени.

К предприятиям, которые относятся к группе «А», т.е. крупным, которые подлежат проверке не менее 1 раза за календарный год, относятся следующие:

  • с основными фондами более 500 тыс. грн;
  • с валовыми доходами от 30 млн. грн. для таких областей, как Донецкая, Харьковская, Днепропетровская, г.Киев; 10 млн – Волынская, Запорожская, Луганская, Львовская, Одесская, Николаевская, Полтавская; 5 млн. грн – для других областей;
  • наличие не менее 3 рисков высокой степени.

Таким образом, для включения в план-график на текущий квартал необходима совокупность всех трех критериев.

Критерии рисков высокой степени.

Риски высокой степени предусмотрены в п.3.2.1 Методических рекомендаций. Достаточно наличия 3-х из них для включения в план-график проведения проверок, если, напоминаю, данное предприятие уже относится к группе «А». В числе высоких рисков следующие:

  • уровень роста налога на прибыль не соответствует уровню роста доходов или уровень уплаты налога на прибыль не соответствует уровню уплаты налога по соответствующей отрасли (так называемой «налоговой нагрузке»);
  • уровень роста НДС не соответствует уровню роста доходов или уровень уплаты НДС не соответствует уровню уплаты налога по соответствующей отрасли;
  • декларируется отрицательное значение объекта налогообложения налогом на прибыль в течение 2-х налоговых периодов;
  • объемы операций со связанными лицами или неплательщиками налога на прибыль превышают 20% суммы расходов;
  • представление налогоплательщиком уточняющих деклараций по НДС и налогу на прибыль в сторону значительного уменьшения налоговых обязательств (более 100 тыс.грн);
  • декларирование остатка отрицательного значения, которое после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего периода в сумме более 100 тыс.грн;
  • наличие разногласий в Автоматизированной системе учета налоговых обязательств и кредита свыше 100 тыс. грн.
  • отношения с контрагентами, которые согласно регистрационным данным находятся в розыске, не отчитываются, ликвидированы, банкроты, с которыми операции составили более 500 тыс..грн;
  • наличие информации у налоговой милиции относительно взаимоотношений с контрагентами, которые имеют признаки фиктивности, являются конвертационными центрами, регистрация которых отменена в судебном порядке, в отношении которых возбуждено уголовное дело (ОРД) и т.п.
  • наличие информации об уклонении предприятия от налогообложения или своевременного погашения налогового долга;
  • направление покупателем жалоб на плательщика НДС;
  • формирование налогоплательщиком налогового кредита на сумму более 100 тыс.грн. за счет не зарегистрированных в Реестре налоговых накладных;
  • наличие взаимоотношений с контрагентом, у которого установлено несоответствие приобретенных и реализованных импортируемых товаров, то есть образовался «обрыв цепочки» импортируемых товаров;
  • формирование налогового кредита более 100 тыс. грн. за счет взаимоотношений с сельхозпроизводителями с количеством работающих менее 10 человек, незначительной площадью угодий.

Таким образом, налогоплательщик имеет возможность оценить, к предприятию какой степени риска он относится.

В данной статье мы не будем перечислять критерии определения средней и незначительной степени риска. Каждый может самостоятельно ознакомиться с такими критериями.

Тем не менее, как видим, предприятие, имеющее годовой доход выше 20 млн. грн., чаще всего можно отнести к имеющему высокие риски, т.е. тому, кого можно проверять комплексно хотя бы раз в календарный год.

Можно ли обжаловать определение критериев для проведения плановой проверки?

Многих налогоплательщиков заинтересует вопрос о правомерности определения налогоплательщиков в ту или иную степень риска, соответственно, правомерность периодичности плановой проверки налогоплательщика.

К сожалению, механизма обжалования составления плана-графика действующее законодательство не предусматривает. Утвержденные приказом №553 Методические рекомендации не содержат норм, которые давали бы возможность проверять наличие критериев для определения степени риска в административном или судебном порядке. Таким образом, все эти вопросы полностью отданы на откуп ГФС, а налогоплательщик должен быть всегда готов к проведению плановой проверки.

Итак, с критериями, по которым ГФС и ее органы проводят плановые проверки, мы разобрались. Но помимо плановых проверок налогоплательщик может проверятся внепланово, причем, такое количество раз в год, которое налоговики посчитают необходимым. Какие же критерии для внеплановых проверок существуют и как определить заранее риски внеплановой проверки, - об этом в следующей статье.

Игорь Сичеславский, адвокат, Директор ООО «Юридическое бюро Сичеславского»,
067 847 98 92, Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
 

Rambler's Top100