Главная arrow Архив газеты arrow 2007arrow 15arrow ЗАКОН О ПРОВЕРКАХ ПОДПИСАН: ЧТО ДАЛЬШЕ?



ПРАВОВАЯ ШКОЛА ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ЗАКОН О ПРОВЕРКАХ ПОДПИСАН: ЧТО ДАЛЬШЕ?

 

Существующая в стране система проверок тормозит развитие бизнеса и снижает его конкурентоспособность. Непрозрачные и устаревшие требования, сложная процедура проверок заставляют предпринимателей прибегать к неофициальным платежам инспекторам.

Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон Украины «Об основных основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон). Закон отображает наилучшую международную практику, преду­сматривает внедрение системы управления рисками, определение исключительного перечня оснований для внеплановых проверок, введение унифицированного акта проверок.
 
Над ним работало очень много общественных объединений. Значительный вклад еще на стадии обсуждения законопроекта внесен аудиторами Украины. Членами Союза аудиторов Украины было предоставлено большое количество предложений. Также проведены круглые столы при участии представителей исполнительной власти и т. п. Наконец-то Закон подписан.
 
ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ЗАКОНА О ПРОВЕРКЕ
 
Закон направлен на защиту прав субъектов хозяйствования от неправомерных действий должностных лиц органов государственного надзора (контроля). Он очень важен для создания европейских условий развития предпринимательства в Украине. С принятием Закона создается система государственного регулирования в сфере хозяйственной (в том числе пред­­- принимательской) деятельности.
 
Одним из основных достижений Закона является то, что государственный надзор в сфере хо­­­зяйственной деятельности может осуществляться в зависимости от степени риска, то есть от вероятности возникновения отрицательных последствий деятельности субъекта хозяйствования.
 
Согласно требованиям Закона субъекты предпринимательства должны быть распределены по группам согласно степени риска: высокая, средняя и незначительная. В зависимости от группы риска устанавливается периодичность проверок. Группы риска и периодичность их проверки должны быть обнародованы органом государственного контроля на его официальной странице в сети Интернет. Субъекты хозяйствования, которые отнесены к категории с незначительной степенью риска, подлежат плановым проверкам не чаще одного раза в 5 лет (например, сейчас налоговый орган может проверять предпринимателя на протяжении года много раз путем внеплановых проверок).
 
Законом устанавливается прозрачный порядок осуществления государственного контроля, согласно которому плановое или внеплановое мероприятие может быть осуществлено при условии издания органом государственного надзора соответствующих распорядительных документов, а именно: приказа на проведение меро­приятия и оформленного соответствующим об­­­­- разом удостоверения (направления), в котором отмечается, в частности, номер и дата приказа, во исполнение которого проводится меро­приятие; дата начала и окончания мероприятия; перечень должностных лиц, которые принимают участие в проверке и т. п.
 
Предприниматель может отказать органу государственного контроля в плановой или внеплановой проверке в случае, если ему не было предъявлено должным образом оформленное удостоверение, а также служебное удостоверение, подтверждающее должностное лицо органа государственного контроля.
 
С целью защиты своих прав субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс осуществления планового или внепланового мероприятия или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, а также привлекать в ходе осуществления мероприятий государственного над- ­зора (контроля) адвокатов, аудиторов, членов общественных организаций и т. п.
 
Законом устанавливается дисциплинарная ответственность должностных лиц органов государственного надзора в случае неправомерных действий.
 
Одно из важных достижений Закона — решение вопроса относительно упорядочения процедуры отбора образцов продукции и проведения экспертизы их качества. Прогрессивной нормой является также то, что расходы, связанные с отбором и доставкой образцов продукции к месту осуществления экспертизы, финансируются за счет органа государственного надзора, и лишь в случае подтверждения факта нарушения требований законодательства субъект хозяйствования возмещает органу госнадзора (контроля) за­траты на осуществление экспертизы.
 
ПЕРЕХОДНОЙ ПЕРИОД
 
Законом предусмотрен переходной период, на протяжении которого Кабинет Министров Украины должен поручить органам, осуществляющим государственный контроль (надзор) за деятельностью субъектов хозяйствования (а их перечень немалый), пересмотреть нормативные акты, противоречащие данному документу, а также разработать соответствующие формы, которых требует Закон. Даже если правительство не будет спешить с принятием со­­- ответствующих норм, Законом предусмотрено, что после истечения переходного положения, он приобретает полную силу. Это разрешит ему не стать просто декларативным, но, с другой стороны, угрожает созданием правовых коллизий (до сих пор имеющих место с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере   хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV).
 
Таким образом, хотя Закон принят и приобретает силу, впереди еще немало работы по преодолению сопротивления и нежелания менять стиль проверок и работы со стороны органов государственного надзора.
 
ЗАЦЕРКОВНАЯ Т. Н.,
член Совета САУ,
заслуженный экономист Украины,
тел. (044) 289-53-80, 289-55-64
 
Материал подготовлен по состоянию на 10 августа 2007 года