Главная arrow Архив газеты arrow 2010arrow 12arrow Кардинальное изменение налогового законодательства



ГОРЯЧАЯ ТЕМА
Кардинальное изменение налогового законодательства

Так уж исторически сложилось, что реформирование налоговой системы у нас в стране, как правило, ухудшает права налогоплательщиков. Не стал исключением, к сожалению, и Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010 г. № 2275-VІ (далее — Закон № 2275), который вступил в силу 16 июня этого года.
Рассмотрим наиболее интересные для частных предпринимателей изменения.

І. НДС
Самое фискальное нововведение касается Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
1. Налогоплательщиков обязали подавать в налоговую на бесплатной основе вместе с налоговой декларацией копию реестров выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) в электронном виде.
ГНАУ разрабатывает и размещает на своем веб-сайте программное обеспечение с открытым кодом для ведения учета записей в Реестрах в электронном виде и обеспечивает его бесплатное распространение (с возможностью копирования программного обеспечения как через Интернет, так и путем записи на носителе информации плательщика). Сведенные результаты в Реестрах подлежат документальной невыездной проверке (камеральной).
Эти требования вступают в силу с начала следующего отчетного периода, после вступления в силу Закона № 2275, то есть с июля 2010 года.
2. Разработан новый порядок перенесения отрицательного сальдо НДС до 2011 года. С 16.06.2010 г. до 01.01.2011 г. предусмотрен следующий порядок:

  • «остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита каждого следующего налогового периода лишь в части суммы налога, фактически уплаченной получателем поставщикам товаров (услуг) и при импорте, и включается в расчет бюджетного возмещения следующего отчетного периода;
  • остаток отрицательного значения, по которому не проведены расчеты с поставщиками, отображается в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость отдельной строкой для определения суммы налога, которая может подлежать возмещению в части уплаченных сумм налога в следующих отчетных периодах;
  • остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения отображается в декларации по налогу на добавленную стоимость отдельной строкой и включается в состав налогового кредита начиная с первого отчетного периода 2011 года».

ГНАУ в письме от 18.06.2010 г. № 12096/7/16-1117 (см. комментарии и текст на стр. 3–4 текущего номера) разъяснила порядок применения указанной нормы.

ІІ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
В Законе Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII значительно расширены права налоговых органов. Налогоплательщикам же ничего хорошего Закон № 2275 не принес.
1. Значительно расширены права налоговых органов относительно возможности проведения внеочередных налоговых проверок налогоплательщика без предварительного предупреждения. В частности, при получении органом налоговой милиции информации об уклонении:

  • предпринимателя от уплаты налогов;
  • налогоплательщика или наемного лица от налогообложения при начислении (выплате) заработной платы (и других выплат); пенсионного сбора и соцвзносов. В этих случаях налоговый орган имеет право принять решение о проведении проверки, которое должно быть оформлено в письменном виде, скреплено подписью руководителя, печатью и вручено налогоплательщику перед началом проверки.

2. Налоговым органам предоставили права относительно проведения проверок соблюдения налогового законодательства о труде.
3. Увеличены сроки проведения проверок, а также сроки их возможного продления.
Итак, для частных предпринимателей продолжительность выездной проверки не должна превышать следующих сроков:

  • плановой — 20 рабочих дней (с возможностью продления не более чем на 10 рабочих дней);
  • внеплановой — 10 рабочих дней (с возможностью продления не более чем на 10 рабочих дней).

4. Предоставлена возможность остановить на срок не более 30 рабочих дней проверку по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом, с дальнейшим ее возобновлением на неиспользованный срок.
Будем надеяться, что эти фискально-проверочные изменения отменят или хотя бы ослабят. Основанием так полагать является находящийся на рассмотрении Верховной Рады законопроект от 14.06.2010 г. № 6517.

III. ОГРАНИЧЕНИЕ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
Внесены изменения в Закон Украины «О товарной бирже» от 10.12.91 г. № 1956-XII. Теперь не могут быть предметом биржевой торговли вещи, определенные индивидуальными признаками, если они не продаются как партия, а также какие-либо б/у товары, включая транспортные средства, и капитальные активы (это не распространяется на имущество, отчуждаемое из налогового залога или конфискованное). Этой нормой законодатели перекрывают возможность не уплачивать налоги (например, для автовладельцев, которые будут регистрировать сделки по купле-продаже у нотариусов).

IV. «АЛКО-ПОСЛАБЛЕНИЕ»
Теперь торговать вином столовым в розницу можно без лицензии, без применения РРО, с использованием книжек и КУРО.
При наличии лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками можно продавать сидр и перри (без добавления спирта) без получения отдельной лицензии на право розничной торговли этими алкогольными напитками.

V. УСТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
В ст. 1 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII добавлена конкретизация права на предоставление льгот, а именно: «Верховная Рада Автономной Республики Крым и сельские, поселковые, городские советы могут устанавливать дополнительные льготы относительно налогообложения местными налогами и сборами, земельного налога и налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов в пределах сумм, поступающих в их бюджеты. Предоставление таких льгот не может нарушать принципы равенства, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации согласно статье 3 этого Закона».