Главная arrow Архив газеты arrow 2010arrow 21arrow Власть отступилась: встреча представителей предпринимателей 4 ноября 2010 года



ГОРЯЧАЯ ТЕМА
Власть отступилась: встреча представителей предпринимателей 4 ноября 2010 года

Предприниматели, участвующие во Все­украинской акции протеста под Верховной Радой 4 ноября, требовали:

  • отклонения проекта Налогового кодекса как такого, который уничтожает малый и средний бизнес;
  • отмены дополнительных пенсионных взносов до проведения пенсионной реформы;
  • уменьшения ставок единого социального взноса для легализации заработных плат.

В связи с этим 4 ноября 2010 года в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики (далее — Комитет) состоялась рабочая встреча представителей малого и среднего бизнеса с Главой Комитета Хомутинником В. Ю. и Главой Совета предпринимателей при КМУ Козаченком Л. П.
Представители предпринимателей, которые являются организаторами Всеукраинской акции протеста, на переговорах с властью отстаивают интересы бизнеса, основной из которых — возможность спокойно работать.
«Для бизнеса является важным участие в переговорах с властью, так как только так можно убедить власть в необходимости выполнения наших требований. Те, кто отказываются обсуждать с властью потребности предпринимателей, ведут людей в глухой угол, а это недопустимо. Предприниматели требуют не отмены налогов, а обеспечения возможности для их работы, для ведения бизнеса и создания рабочих мест. И важно этого достичь в законном поле», — сообщила Оксана Продан, Глава Комитета защиты предпринимательства при Оппозиционном правительстве.
На этой встрече присутствовал и Дмитриев Александр — главный редактор газеты «Консультант частного предпринимателя». О времени встречи нам сообщили за 2 часа до ее начала. Сказали, что она начнется в 14.30. Однако потом и совсем все переиначили — позвонили в редакцию и известили, что встреча переносится на 14.00. В результате некоторые желающие взять участие просто не успели туда попасть. Несмотря на эти трудности, все-таки немало приехало на встречу, включая и нашего главного редактора.
В. Хомутинник сказал, что позиция Комитета по отношению к упрощенной системе налогообложения в проекте Налогового кодекса стала более лояльной, нежели в принятой в первом чтении редакции.
Итак, новая точка зрения Комитета, в частности, выглядит так.
1. Хотят оставить для единщиков «500 000-тысячное» ограничение относительно объема годовой выручки (вместо 300 000 грн. в проекте Налогового кодекса).
2. В. Хомутинник уверил, что обязательности применения РРО для единщиков не будет. Те, кто захочет добровольно применять РРО, смогут это сделать за государственный счет.
3. Количество наемных работников у единщиков хотят повысить до 4-х (вместо 2-х в проекте Налогового кодекса).
4. Физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на всей территории Украины, будут платить налог по ставке 600 грн. из расчета за календарный месяц (в проекте Налогового кодекса — 1 500 грн.).
5. Пообещали значительно урезать запрещенные проектом Налогового кодекса виды деятельности для единщиков.
6. Хотят забрать норму, согласно которой, если более половины дохода за отчетный период получено от одного заказчика (клиента, покупателя), то такой ФЛП теряет право уплаты единого налога в этих периодах и платит налоги согласно общей системе налогообложения.
Конечно, новая позиция Комитета оказалась недостаточно лояльной и не учитывала всех требований предпринимателей. Поэтому на встрече было предложено подписать с Главой Комитета Меморандум, который учтет интересы малого и среднего бизнеса в проекте Налогового кодекса (текст Меморандума по состоянию на 05.11.2010 г. приведен ниже). Кроме этого, представителей предпринимателей пригласили для изложения и обсуждения требований малого и среднего бизнеса в профильный Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, а также в Кабинет Министров Украины.
Редакция газеты «Консультант частного предпринимателя» считает вышеуказанные исправления Комитета, безусловно, положительными, но по сути косметическими. Поэтому на встрече мы вручили (Главе Совета предпринимателей при КМУ и оргкомитету представителей бизнеса) наши требования, изложенные в Открытом официальном обращении редакции газеты к руководителям государства против принятия Налогового кодекса (текст см. на стр. 3–4 № 20 газеты «Консультант частного предпринимателя» за 2010 год).
Как указал руководитель Совета предпринимателей при КМУ, лояльность власти и готовность к изменениям законодателей вызваны прежде всего акциями протеста. Не будь их, приняли бы Налоговый кодекс в первоначальной редакции, без послаблений.
По информации К. Ляпиной, только благодаря настойчивости предпринимателей, которые протестовали 4 ноября и не оставляли площадь перед Радой, Секретариат ВРУ зарегистрировал проект постановления об отклонении проекта Налогового кодекса (регистрационный номер 7101-1).
Таким образом, на сегодняшний день наиболее вероятны два основных варианта развития событий. В лучшем случае законодатели отклонят проект Налогового кодекса. В худшем — учтут некоторые положения Меморандума. Кстати, последний совсем не спасает частных предпринимателей — плательщиков фиксированного налога (такой системы вообще не предусмотрено ни в Меморандуме, ни в Налоговом кодексе). Поэтому только новый проект Налогового кодекса, который будет разработан и согласован при участии представителей малого бизнеса, может быть приемлем для частных предпринимателей. Данное требование мы выдвинули в Открытом официальном обращении и продолжаем настаивать на этом и сейчас. Если все предприниматели будут продолжать бороться, есть шансы отстоять свою позицию.
Теперь приведем текст Меморандума (по состоянию на 05.11.2010 г.), разработанного уполномоченными представителями предпринимателей (на сайте Совета предпринимателей при КМУ размещен несколько иной вариант Меморандума).

МЕМОРАНДУМ
между Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики
и представителями малого и среднего бизнеса Украины

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики и представители малого и среднего бизнеса Украины (далее — стороны), учитывая взаимную заинтересованность в дальнейшем развитии партнерских отношений, заключили этот меморандум о сотрудничестве.
Учитывая непринятие предложенных изменений в проекте Налогового кодекса Украины (регистр. № 7101-1), принятого Верховной Радой Украины в первом чтении, исходя из необходимости налаживания конструктивного диалога с представителями малого и среднего бизнеса, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики для доработки проекта Налогового кодекса Украины готов рассмотреть и предложить для разработки во втором чтении следующие вопросы, поднятые представителями малого и среднего бизнеса Украины.

К разделу I и II:
Стороны договорились о том, что во время подготовки ко второму чтению проекта Налогового кодекса Украины обязательно будут учтены все предложения, наработанные ранее общественными объединениями малого и среднего бизнеса и предоставленные ими в Комитет в части изъятия дополнительных полномочий контролирующих органов и налоговой милиции.

К разделу ІІІ:
Исключить положения о том, что расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог, не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли.

К главе 1 раздела XIV:
1) увеличить количество лиц, находящихся в трудовых отношениях с физическими лицами — предпринимателями — до 10 человек и объем дохода — до 1 000 000 гривен без применения РРО и дополнительного учета всех хозяйственных операций; установить ставку единого налога для физических лиц — предпринимателей в зависимости от вида хозяйственной деятельности из расчета на календарный месяц в пределах от 20 до 200 гривен при объеме дохода (выручки от реализации продукции), не превышающего 500 000 гривен, от 200 до 400 гривен при объеме дохода (выручки от реализации продукции), не превышающего 1 000 000 гривен;
2) уменьшить ставку единого налога для физических лиц, осуществляющих деятельность не по месту государственной регистрации, а на всей территории Украины с 1 500 гривен до: 200 гривен при объеме дохода (выручки от реализации продукции), не превышающего 500 000 гривен, 400 гривен при объеме дохода (выручки от реализации продукции), не превышающего 1 000 000 гривен;
3) разрешить применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности физическим лицам — предпринимателям, осуществляющим:

  • розничную торговлю бывшими в употреблении товарами, товарами «секонд-хенд»;
  • деятельность в сфере развлечений (кроме игорного бизнеса);
  • розничную продажу пива;
  • розничную продажу горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров;
  • изготовление изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, за исключением промышленных изделий; торговлю изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, за исключением промышленных изделий;
  • операции с недвижимым имуществом;
  • оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле;
  • деятельность такси, деятельность регулярного, специального регулярного и нерегулярного автомобильного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта;
  • внешнеэкономическую деятельность;
  • деятельность по проведению расследований и обеспечению безопасности;
  • деятельность в сфере права;
  • деятельность в сфере бухгалтерского учета;
  • деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии;
  • деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;
  • рекламную деятельность;
  • технические испытания и исследования;
  • подбор и обеспечение персоналом;
  • розничную торговлю через сеть Интернет;
  • розничную торговлю через торговые автоматы;
  • охранную деятельность;

4) исключить положения относительно лишения права на уплату единого налога в случае, если налогоплательщик больше половины своего дохода за три, шесть, девять или двенадцать месяцев нарастающим итогом с начала года получил от одного заказчика (клиента, покупателя);
5) исключить положения относительно лишения права находиться на упрощенной системе налогообложения в случае выявления на рабочем месте контрабандных и/или контрафактных товаров, а также в случае нахождения на одном рабочем месте двух и более плательщиков единого налога;
6) вернуть право юридических лиц на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 3 000 000 гривен.
При этом субъект самостоятельно выбирает одну из таких ставок единого налога:

  • 3 процента суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за исключением акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость;
  • 5 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за исключением акцизного сбора в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога;
  • и платит взносы в Пенсионный Фонд и в общегосударственные фонды социального страхования согласно требованиям действующего законодательства.

В состав единого налога при этом должна входить плата за землю;
7) в части особой ответственности плательщика единого налога такая ответственность наступает только в случае превышения численности наемных работников или предельно допустимого объема дохода;
8) сохранить для плательщиков единого налога существующую форму учета доходов и налоговой отчетности;
9) предоставить право плательщикам единого налога — физическим лицам быть плательщиками налога на добавленную стоимость в случае ведения ими учета, предусмотренного Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

К разделу XIX «Заключительные и переходные положения»
1) не ограничивать во времени существование упрощенной системы налогообложения, как такой, которая выравнивает конкурентные основы для малого, среднего и крупного бизнеса;
2) исходя из требований Бюджетного кодекса Украины и Закона Украины «О системе налогообложения в Украине», ввести в действие Налоговый кодекс не раньше 01 января 2012 года;
3) предусмотреть для плательщиков единого налога, которые раньше применяли упрощенную систему налогообложения и которые со вступлением в силу Налогового кодекса Украины перейдут на общую систему налогообложения, положения относительно порядка отображения в налоговом учете остатков товарно-материальных ценностей, основных средств и других необоротных материальных и нематериальных активов такого плательщика единого налога без уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.