Главная arrow Архив газеты arrow 2012arrow 15arrow Правила увеличения «товарных» расходов у ФЛП-общесистемщиков



ДЛЯ ВСЕХ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Правила увеличения «товарных» расходов у ФЛП-общесистемщиков

Прежде всего напомним, что налогообложение деятельности предпринимателей регулируется ст. 177 Налогового кодекса Украины (далее — НК).
Итак, объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между доходом и документально подтвержденными и фактически понесенными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью предпринимателя*.
Необходимо отметить, что у предпринимателя существует целый ряд различных расходов: на покупку товаров (работ, услуг), на уплату налогов, на выплату зарплаты и т. д. У каждого из этих расходов есть своя специфика и свои особенности.
В этой публикации проанализированы именно «товарные» расходы (то есть затраты на покупку продаваемых товаров), которые несет ФЛП по договору купли-продажи. Бартерные (неденежные) операции не рассматриваем.
Итак, для отнесения затрат на продаваемые товары в предпринимательские расходы, учитываемых при расчете чистого налогооблагаемого дохода, ФЛП на общей системе должен руководствоваться целым сводом правил, которые далеко не просты.

Правила возникновения и отображения предпринимательских расходов
Правило 1. Товар (работа, услуга) должен быть получен и ФЛП должен понести расходы на его приобретение (например, оплатить товар). Дополнительное требование по оплате исходит из того, что с 01.04.2011 г. согласно:

  • пп. 139.1.3 НК** — предоплату нельзя включать в расходы;
  • п. 177.2 НК — расходы должны быть оплачены ФЛП.

Правило 2. Необходимо иметь документальное подтверждение осуществления расходов (п. 177.2 НК).
Документами, подтверждающими оплату, являются: платежное поручение, чек РРО, товарный чек и т. д. Получение товара (работы, услуги) фиксирует накладная, товарно-транспортная накладная и т. д.
Правило 3. Расходы должны быть строго согласно разрешенному перечню (п. 177.4 НК). Следует отметить, что предпринимателя очень сильно запутали этим перечнем, поскольку его только в течение 2011 года меняли 3 раза:

  • с 01.01.2011 г. по 01.04.2011 г. — в расходы можно было включать только затраты, предусмотренные Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР;
  • с 01.04.2011 г. по 05.08.2011 г. — в расходы относились затраты, указанные в разделе III НК;
  • с 06.08.2011 г. и по сей день — в расходы относятся затраты операционной деятельности (все остальные затраты запрещено включать в расходы).

* Порядок увеличения доходов мы рассмотрели на стр. 25–28 № 10 газеты за 2012 год.
** Частные предприниматели на общей системе налогообложения с 06.08.2011 г. при расчете чистого дохода имеют право учитывать только операционные расходы. Естественно, вполне логично придерживаться тех ограничений, которые непосредственно их касаются. В частности, в пп. 138.10.4 НК говорится о запрете на отнесение затрат, указанных в пп. 139.1.6, пп. 139.1.10, пп. 139.1.11 НК. А вот как быть с другими ограничениями, которые не перечислены в операционном перечне и указаны в ст. 139 НК (например, суммы предоплаты товаров, работ, услуг — приведены в пп. 139.1.3 НК). Исходя из логики, предприниматели-общесистемщики не должны руководствоваться данными ограничениями. Однако на практике налоговики против этого. Они считают, что на ФЛП распространяются все ограничения из ст. 139 НК.