Главная arrow Архив газеты arrow 2012arrow 20arrow Устанавливается граничный размер наличных расчетов с конечным потребителем



НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Устанавливается граничный размер наличных расчетов с конечным потребителем

Соответствующие изменения внесены в ст. 1087 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК), которая регулирует формы расчетов. Она дополнена п. 3 следующего содержания: «Предельные суммы наличных расчетов для физических и юридических лиц, а также для физических лиц —  предпринимателей согласно этой статье устанавливаются Национальным банком Украины».
До сегодняшнего дня государством устанавливалось ограничение наличных расчетов между субъектами хозяйствования на протяжении одного дня по одному или нескольким платежным документам — в пределах 10 тыс. грн. (п. 1 постановления правления НБУ от 09.02.2005 г. № 32). А платежи сверх этой суммы должны проводиться только в безналичной форме.
То есть государством были установлены ограничения только в наличных расчетах между субъектами предпринимательской деятельности (юрлица и ФЛП), никаких лимитов при расчетах живыми деньгами с населением не устанавливалось.
Теперь же вводится лимит на наличные расчеты и с обычными физлицами. Какой этот предел может быть, покажет время (НБУ должен принять соответствующий норматив). Кстати, исходя из приведенной выше формулировки изменений в ст. 1087 ГК, для физлиц-предпринимателей такой лимит может быть персональным. И еще, судя по всему, раз устанавливается ограничение в наличном расчете, платежи сверх него можно будет совершать уже при помощи электронных денег (пластиковой карточки). Хорошо это или плохо для конечного потребителя, сказать однозначно нельзя — дело индивидуальное: одному удобно платить по карточке, другому — нет. По нашему мнению, эта норма ограничивает граждан в выборе платежа и вынуждает их пользоваться только платежными карточками при сверхлимитных покупках. Однозначно можно сказать пока одно — такое ограничение поможет государству контролировать все крупные покупки (сверхлимита) любого физлица, и при должной постановке механизма работы системы обращения электронных денег знать кто, что, когда и где купил. Кстати, учитывая, что никто не сможет дать полной гарантии такой конфиденциальности информации об электронных покупках, не исключено, что она может попасть не в те руки (например, мошенникам, недоброжелателям и т. д.). Кому эта информация может понадобиться и как ей можно воспользоваться, несложно догадаться. А может просто у нас в Украине, до принятия Закона № 5284, мы были в прошлом веке по сравнению с высокоразвитыми демократическими странами, в которых такие электронные платежи — дело обычное и к этому все привыкли? Кстати, в пояснительной записке к Закону № 5284 сказано, что электронные деньги вводятся еще и потому, что на нашем украинском рынке монопольное положение занято иностранными платежными системами и Украина хочет защитить свой финансовый сектор, создав отечественного клона. Что же, в этом видятся благие намерения.
И еще, Законом № 5284 внесены изменения в Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII, согласно которым ГНСУ дано право контролировать соблюдение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), порядка приема денежной наличности юридическими лицами (кроме банков) и за соблюдением установленных законодательством обязательных требований относительно обеспечения субъектами хозяйствования возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств.