Главная arrow Архив газеты arrow 2015arrow 01arrow Глобальные изменения в сфере социального страхования и оплаты труда



ГОРЯЧАЯ ТЕМА
Глобальные изменения в сфере социального страхования и оплаты труда

В сфере социального страхования и оплаты труда законодатели приняли ряд серьезных и важных изменений.
Они закреплены нормами Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 г. № 77-VIII (далее — Закон № 77).
В частности, ужесточены штрафы за нарушение трудового и ЕСВ-го законодательства; введена обязательность уведомления налоговиков о приеме работника; введены условия, которые позволят платить ЕСВ в пониженном размере.
Проанализируем изменения, наиболее интересные для частных предпринимателей.

Уведомление налоговиков о принятии работника на работу
Законодатели решили серьезно взяться за легализацию заработной платы и занятости. Для этого вносится ряд изменений в законодательство об оплате труда, административное и уголовное законодательство.
В частности, в ч. 3 ст. 24 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) предусмотрено: «Работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, и уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины»*.
За несоблюдение этих требований работодателям (юрлицам и ФЛП) грозят серьезные санкции согласно ч. 2 ст. 265 КЗоТ и ч. 3 ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) (см. ниже).
Кроме этого, Законом № 77 исключена ст. 24-1 КЗоТ, согласно которой трудовой договор между работником и физлицом нужно было регистрировать в государственной службе занятости.

Новые штрафы за нарушение трудового и ЕСВ-го законодательства
Юридические и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде финштрафа в нижеуказанных случаях (ст. 265 КЗоТ).

Вид нарушения

Ответственность согласно ст. 265 КЗоТ

нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более как за один месяц, выплата их не в полном объеме

трехкратный размер минимальной заработной платы (далее — МЗП)** (на сегодняшний день — 3 654 грн.)

фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

тридцатикратный размер МЗП**за каждого работника, относительно которого совершено нарушение (на сегодняшний день — 36 540 грн.)

оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы в течение полного рабочего времени, установленного работодателем

выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ, НДФЛ и военного сбора

несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

десятикратный размер МЗП** за каждого работника, относительно которого совершено нарушение (на сегодняшний день — 12 180 грн.)

нарушение других требований трудового законодательства (кроме предусмотренных выше)

однократный размер МЗП** (на сегодняшний день — 1 218 грн.)

* Примечание редакции: на момент написания консультации КМУ не разработал указанного порядка.
** Берут МЗП, установленную законом на момент выявления нарушения.

Примечание: вышеприведенные штрафы являются финансовыми санкциями и могут быть наложены центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.
Кроме того, законодатели подкорректировали и ст. 41 КоАП. Так, фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора влечет за собой наложение штрафа на физических лиц — предпринимателей, использующих наемный труд, от 500 до 1 000 не облогаемых налогом минимумов доходов граждан (от 8 500 грн. до 17 000 грн.).

База для начисления ЕСВ — не менее минимального страхового взноса
В Законе № 77 определено, что в случае если база начисления ЕСВ (кроме вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работника, оформленного по основному месту работы (с трудовой книжкой),не превышает размера МЗП, ЕСВ должен быть не меньше минимального страхового взноса (рассчитывается как произведение размера МЗП, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки ЕСВ для соответствующей категории плательщика). То есть от работодателя требуют, чтобы он платил не меньше минимального страхового взноса за каждый месяц, даже если доход менее МЗП. Тем самым Законом № 77 обрезаны самые популярные способы экономии ЕСВ (путем найма работника на неполный рабочий день). Вместе с тем это правило бездействует для совместителей.

ЕСВ «за себя» у общесистемщиков
Для общесистемщиков базой обложения ЕСВ является сумма дохода (прибыли), полученного от предпринимательской деятельности, которая подлежит обложению НДФЛ. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).
С 01.01.2015 г. Законом № 77 внесены изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон № 2464). Этими нововведениями предусмотрено, что в случае если плательщиком не получен доход (прибыль) за какой-либо месяц отчетного года, общесистемщик имеет право самостоятельно определить базу начисления, но не больше ее максимальной величины. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса.
К сожалению, в настоящий момент есть две противоположные точки зрения относительно уплаты ЕСВ за «бездоходные» месяцы общесистемщиками. Первая: если общесистемщик не получает дохода в каком-то из месяцев календарного года, он все равно должен уплатить ЕСВ «за себя» в размере минимального страхового взноса за такой месяц (эта норма действует начиная с 2015 года). Вторая: общесистемщик сам определяет, платить ему или нет за «бездоходные» месяцы.
Подробнее см. на стр. 4–5 текущего номера.

ЕСВ («сверху») по сниженной ставке
В п. 3 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 77 указано, что работодатели, которые выплачивают зарплату или вознаграждение по договору гражданско-правового характера, имеют право уплачивать ЕСВ по ставкам с учетом понижающего коэффициента (коэффициент 0,4 для 2015 года), при соблюдении следующих условий:

  • общая база начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014 год; или если общая база начисления ЕСВ не превышает в 2,5 раза или более общую среднемесячную базу начисления ЕСВ плательщика за 2014 год, то плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, который рассчитывается путем деления общей среднемесячной базы начисления ЕСВ плательщика за 2014 год на общую базу начисления ЕСВ за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть меньше 0,4);
  • средняя зарплата по предприятию*** увеличилась не менее чем на 30% по сравнению со средней зарплатой за 2014 год;
  • средний платеж за работника (иное застрахованное лицо) после применения коэффициента составляет не менее 700 грн.;
  • средняя зарплата по предприятию*** составляет не менее трехкратного размера минимальной заработной платы.

*** Хотя в Законе № 77 указывается средняя зарплата по предприятию, считаем, что данное требование распространяется и по отношению к предпринимателям-работодателям.

Следует отметить, что данная льгота действует только по отношению к ЕСВ «сверху», а не ЕСВ «снизу».
Применение данной нормы выдвигает к плательщику слишком много требований. Причем даже если их выполнить, то вряд ли это позволит предпринимателям-работодателям уменьшить уплату «зарплатных» налогов, поскольку необходимо будет увеличить размер зарплаты, в результате чего будет «съедена» вся экономия по ЕСВ «сверху». Плюс по ЕСВ «снизу» и НДФЛ никаких поблажек не предусмотрено, то есть платить их нужно будет в общепринятом порядке. В свою очередь при выполнении данных требований работник с высокой долей вероятности лишится права на налоговую социальную льготу (далее — НСЛ). Ведь для получения ЕСВ-льготы средняя зарплата у работодателя должна быть не менее 3-х МЗП (с 01.01.2015 г. по 30.11.2015 г. = 3 654 грн.), а право на НСЛ в 2015 году дает зарплата не более чем 1 710 грн.

Усилена ответственность за непредставление отчетности и неуплату ЕСВ
С 1 января 2015 года Законом № 77 внесены изменения в ст. 25 Закона № 2464 относительно штрафов, которые налагают органы фискальной службы.
1. Введен финштраф за непредставление (несвоевременное представление) ЕСВ-отчетности
Теперь за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности по ЕСВ предусмотрен штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ННМДГ) (170 грн.) за каждый такой случай. За те же действия, содеянные плательщиком ЕСВ, к которому на протяжении года был применен штраф за такое нарушение, — штраф увеличивается до 60 ННМДГ (1 020 грн.).
2. Вдвое увеличен размер штрафов за неуплату (несвоевременную уплату) ЕСВ
Приведем новые размеры:

  • за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) ЕСВ штраф составляет 20% (вместо 10%) своевременно не уплаченных сумм;
  • за доначисление налоговым органом или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ применяют штраф 10% (вместо 5%) указанной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более чем 50% суммы доначисленного ЕСВ.

Объединение фондов
Законом № 77 в новой редакции изложен Закон Украины от 23.09.99 г. № 1105-XIV (далее — Закон № 1105). Его новое название — «Об общеобязательном государственном социальном страховании», а старое — «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности».
Теперь он регулирует как социальное страхование от несчастного случая на производстве, так и страхование от временной утраты трудоспособности, а также запланированное медицинское страхование. При этом главным органом по всем видами страхования будет один общий Фонд. Так, с 1 января 2015 года создается Фонд социального страхования Украины, который объединяет Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности.

Для лиц со страховым стажем от 5 до 8 лет уменьшен размер больничных
Важно: для застрахованных лиц со страховым стажем от 5 до 8 лет пособие по временной нетрудоспособности уменьшилось на 10%.
Систематизируем в нижеследующей таблице размер пособия по временной нетрудоспособности для застрахованных лиц согласно ст. 24 Закона № 1105.

Размер пособия по временной нетрудоспособности

Требование для застрахованных лиц

50%

средней заработной платы (дохода)

страховой стаж до 3-х лет

60%

страховой стаж от 3-х до 5-ти лет

70%

страховой стаж от 5-ти до 8-ми лет

100%

страховой стаж свыше 8 лет или независимо от страхового стажа:
застрахованным лицам, отнесенным к 1–4 категорий лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
одному из родителей или лицу, которое их заменяет и присматривает за больным ребенком в возрасте до 14 лет, потерпевшим от Чернобыльской катастрофы;
ветеранам войны и лицам, на которые распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII;
лицам, отнесенным к жертвам нацистских преследований;
донорам, имеющим право на льготу