Главная arrow Архив газеты arrow 2015arrow 01arrow Очередная налоговая революция



ГОРЯЧАЯ ТЕМА
Очередная налоговая революция

Парламент принял кабминовский Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII (далее — Закон № 71), который кардинально изменил налоговое законодательство. По степени важности их можно сравнить с принятием Налогового кодекса Украины (далее — НК).
Учитывая, что нововведений множество и они затрагивают многие налоги (сборы), рассмотрим наиболее важные для частных предпринимателей изменения.
Внимание: так как автором Закона № 71 является Кабмин, редакция критикует прежде всего правительство. Хотя нельзя снимать ответственности с парламентариев.

Виды налогов/сборов
В Таблице 1 систематизируем налоги/сборы, действовавшие до и после 1 января 2015 года.

Таблица 1

Налоги/сборы в Украине

До 01.01.2015 г.

После 01.01.2015 г.

Общегосударственные налоги

налог на прибыль предприятий

налог на доходы физических лиц

налог на добавленную стоимость

акцизный налог

сбор за первую регистрацию транспортного средства

экологический налог

рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины

рентная плата (общегосударственный налог, который взимается за пользование недрами для добычи полезных ископаемых; за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; за пользование радиочастотным ресурсом Украины; за специальное использование воды; за специальное использование лесных ресурсов; за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины)

плата за пользование недрами

сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины

сбор за специальное использование воды

сбор за специальное использование лесных ресурсов

плата за землю

х

фиксированный сельскохозяйственный налог

х

сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

х

сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками

х

сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности*

х*

* Согласно п. 29 подраздела 10 раздела ХХ НК сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности временно устанавливается до 1 января 2016 года.

пошлина

Местные налоги и сборы

единый налог

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка

налог на имущество (состоит из: налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка; транспортного налога за дорогие авто; платы за землю)

сбор за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности

х

сбор за места для парковки транспортных средств

туристический сбор

На первый взгляд может показаться, что в Законе № 71 значительно уменьшено количество налогов. Однако, если проанализировать новшества, то позитивное впечатление быстро улетучится. В Законе № 71 полностью отменили лишь небольшую часть налогов, которые большинство предпринимателей и так не платили (в частности, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (хотя, фактически его компенсировали акцизом за подакцизные товары, реализованные хозсубъектами розничной торговли), сбор за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности). Многие налоги «укрупнили». Например, Законом № 71 объединены фиксированный сельскохозяйственный налог и единый налог. А в рентную плату теперь включается плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых; за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; за пользование радиочастотным ресурсом Украины; за специальное использование воды; за специальное использование лесных ресурсов; за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины.
Более того, законодатели оставили на 2015 год военный сбор, который гораздо больше по поступлениям, нежели отмененные сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и сбор за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности.
Таким образом, для предпринимателей мы не наблюдаем позитивных изменений. Причем по некоторым налогам/сборам расширен круг плательщиков, база обложения и ставки, в результате чего налоговый прессинг на предпринимателей увеличился (хотя формально количество налогов уменьшилось).

Отчетность

Плательщик обязан подавать налоговые декларации за каждый отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или при наличии показателей, подлежащих декларированию (п. 49.2 НК). Но в новой редакции НК уточнено, что плательщики, которые имеют действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, которая подлежит лицензированию, обязанные за каждый отчетный период подавать налоговые декларации независимо от того, осуществляли ли такие плательщики хоздеятельность в отчетном периоде (п. 49.21 НК).

НДС

Главные НДС-правила. Как мы писали ранее (см. на стр. 7–9 № 22 газеты за 2014 год), если законодатели отменят НДС-счета, то с 01.01.2015 г. не будут меняться форма налоговой накладной, НДС-отчетности.

Буквально до самого принятия Закона № 71 было неизвестно, кто победит в этой схватке. Как известно, в коалиционном соглашении была зафиксирована ликвидация НДС-счетов. Кроме того, много народных депутатов высказывались против их введения. Был даже разработан законопроект, которым отменялись НДС-счета. Однако неожиданно победила позиция премьера Яценюка, хотя с некоторыми поправками.

Согласно п. 35 подраздела 2 раздела ХХ НК с 01.02.2015 г. до 01.07.2015 г. регистрация налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) осуществляется без ограничения суммой налога, исчисленной по специальной формуле. То есть формально с 01.02.2015 г. по 01.07.2015 г. плательщик будет видеть, сколько он должен уплатить на НДС-счет, чтобы зарегистрировать налоговую накладную в ЕРНН, но до 01.07.2015 г. этого не надо делать.
Исходя из заключительных положений Закона № 71, система электронного администрирования НДС полностью начнет работать с 1 июля 2015 года.
Отдельно отметим, что с 01.01.2015 г. следует применять новую форму налоговой накладной.

Внимание: с 1 января 2015 года налоговые накладные необходимо составлять в электронном виде и регистрировать их в ЕРНН.

Теперь что касается НДС-отчетности.  Раньше мы уже сообщали о минфиновских планах относительно изменения формы НДС-отчетности, которую нужно подавать начиная с января 2015 года (см. на стр. 7 № 22 газеты за 2014 год). Но учитывая неразбериху вокруг НДС-счетов, Минфин притормозил принятие очередных изменений по НДС-отчетности. Поэтому на момент написания консультации действующей остается форма декларации по НДС, утвержденной приказом Минфина от 23.09.2014 г. № 966. По этой форме нужно подавать отчетность начиная с декларации за декабрь 2014 года (I квартал 2015 года — для плательщиков с квартальным отчетным периодом).
Установлено, что абсолютно все плательщики НДС должны подавать НДС-отчетность в электронной форме с соблюдением действующего порядка регистрации электронной подписи подотчетных лиц (п. 49.4 НК).

Налоговый кредит на основании жалобы. Отметим, что основанием для формирования налогового кредита при условии соблюдения других являются лишь налоговые накладные, зарегистрированные в ЕРНН. В налоговый кредит можно также включить сумму налога, указанную в документах, определенных п. 201.11 НК, но с 01.01.2015 г. отменяется возможность сформировать налоговый кредит на основании жалобы на поставщика (п. 201.10 НК).

Подняли планку обязательной НДС-регистрации. Законодатели оставили норму, введенную Законом Украины от 31.07.2014 г. № 1621-VII, согласно которой поднялась планка для обязательной НДС-регистрации предпринимателем на общей системе налогообложения с 300 000 грн. до 1 000 000 грн. 
То есть сейчас общесистемщику принудительно нужно стать плательщиком НДС в случае если общая сумма от осуществления облагаемых операций поставки товаров/услуг на протяжении последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 1 000 000 грн.
Для плательщиков введение НДС-счетов однозначно невыгодное, поэтому повышение планки обязательной НДС-регистрации до «1 000 000 грн.» дает возможность сняться с НДС-регистрации.

Введен новый штраф за несвоевременную регистрацию налоговых накладных в ЕРНН. Финштраф за нарушение плательщиками НДС предельных сроков регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН приведен в Таблице 2 (п. 1201.1, п. 1201.2 НК). Напомним: срок такой регистрации в ЕРНН — не позднее пятнадцати календарных дней, следующих за датой их составления (п. 201.10 НК).
Таблица 2
Штраф за несвоеременную регистрацию налоговых накладных в ЕРНН

Размер штрафа

Нарушение срока регистрации

База для начисления штрафа

10%*

до 15 календарных дней

от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных/расчетах корректировки

20%

от 16 до 30 календарных дней

30%

от 31 до 60 календарных дней

40%

на 61 и более календарных дней

50%

свыше 180 календарных дней

* Штрафы не применяются при нарушении сроков регистрации в ЕРНН налоговых накладных/расчетов корректировки, составленных в период с 1 февраля до 1 июля 2015 года (п. 35 подраздела 2 раздела ХХ НК). Период с 1 февраля до 1 июля 2015 года является переходным, в течение которого регистрация налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН осуществляется без ограничения суммой НДС, исчисленной по формуле согласно п. 200-1.3 НК.

НДФЛ

Ставки. Законом № 71 увеличилась ставка НДФЛ с 17% до 20% к базе обложения (доходы в виде зарплаты и по гражданско-правовым договорам) свыше 10 минимальных заработных плат (далее — МЗП)).
Необходимо отметить, что данная норма не должна сильно коснуться предпринимателей-работодателей, поскольку вряд ли они выплачивают официально большие зарплаты своим работникам. Также не распространены случаи выплаты в больших суммах вознаграждений в пользу физлиц-исполнителей по гражданско-правовым договорам. Приведем в Таблице 3 ставки, которые действуют с 01.01.2015 г.

Таблица 3

Ставки НДФЛ для обложения зарплаты и вознаграждения обычных физлиц
по гражданско-правовым договорам с 01.01.2015 г.

Ставка НДФЛ

Вид дохода

База налогообложения

15%

Доходы, начисленные (выплаченные, предоставленные) (кроме случаев, определенных в п. 167.2–167.6 НК), в том числе, но не исключительно в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, начисляемых (выплачиваемых, предоставляемых) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам

К месячному налогооблагаемому доходу (базе налогообложения), не превышающему 10 МЗП по состоянию на 1 января отчетного налогового года

20%

К сумме превышения 10 МЗП по состоянию на 1 января отчетного налогового года

Также Законом № 71 повышена ставка НДФЛ для пассивных доходов (процентов, инвестиционной прибыли, роялти) с 15% до 20%.
Налоговая социальная льгота. В Законе № 71 сохранена на 2015 год норма, согласно которой размер НСЛ уменьшается на 50% (подробнее см. на стр. 5–6).

ВОЕННЫЙ СБОР

Взимание военного сбора продлили на неопределенный период, в том числе и на 2015 год.
Законом № 71 были внесены соответствующие изменения в п. 161 подраздела 10 раздела ХХ НК. При этом появилось новшество в правилах обложения. Сбор удерживается со всех доходов, определенных ст. 163 НК. Это означает, что теперь объекты обложения военным сбором такие же, как и НДФЛ (то есть расширилась база обложения).
Ставка военного сбора осталась прежней — 1,5%.

ОБЩАЯ СИСТЕМА

Ставка, база налогообложения. Для общесистемщиков с 01.01.2015 г. подняли ставку для доходов, превышающих 10 МЗП по состоянию на 1 января отчетного года с 17% до 20%.
Вместе с тем база налогообложения и порядок ее расчета не изменились.
То есть НДФЛ по итогам года рассчитывается с помощью среднемесячного годового налогооблагаемого дохода (далее — СГНД).
В свою очередь СГНД = сумма общего годового налогооблагаемого дохода : количество календарных месяцев, на протяжении которых налогоплательщиком были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году, за который осуществляется декларирование.
Сначала к СГНД применяем соответствующие ставки НДФЛ (см. ниже в Таблице 4) и получаем среднемесячную сумму НДФЛ.
Затем путем уножения среднемесячной суммы НДФЛ на соответствующее количество календарных месяцев узнаем НДФЛ за год.

Таблица 4

База обложения НДФЛ для общесистемщиков с 01.01.2015 г.

Ставка НДФЛ

База налогообложения (СГНД)

15%

к сумме, которая не превышает 10 МЗП на 1 января

20%

к сумме превышения 10 МЗП на 1 января

Самое главное, что при расчете НДФЛ за 2014 год общесистемщик должен применять старые ставки (15%/17%). Поскольку нововведения действуют по отношению к доходам, полученным с 01.01.2015 г.
Расходы. Как известно, до 01.01.2015 г. общесистемщики в налоговые расходы имели право относить лишь операционные расходы (их перечень приведен в № 24 газеты за 2014 год).
Но Законом № 71 в НК были внесены изменения. Согласно им у общесистемщиков появился свой персональный перечень налоговых расходов, никак не связанный с налогом на прибыль. Считаем, что нововведения упростят определение расходов, поскольку раньше приходилось пользоваться перечнем, который разработан для юрлиц. То есть он был не адаптирован для предпринимателей. Теперь все четко и понятно.
Согласно новой редакции п. 177.4 НК в перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относят такие расходы:
«177.4.1. расходы, в состав которых включается стоимость сырья, материалов, товаров, образовывающих основу для изготовления (продажи) продукции или товаров (предоставления работ, услуг), покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, строительных материалов, запасных частей, тары и тарных материалов, вспомогательных и других материалов, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов;
177.4.2. расходы на оплату труда физических лиц, находящихся в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком (далее — работники), которые включают расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров (работ, услуг), расходы на оплату за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера, какая-либо другая оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения согласно нормам этого раздела);
обязательные выплаты, а также компенсация стоимости услуг, предоставляемых работникам в случаях, предусмотренных законодательством, взносы налогоплательщика на обязательное страхование жизни или здоровья работников в случаях, предусмотренных законодательством;
177.4.3. суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размерах и порядке, установленных законом;
177.4.4. другие расходы, в состав которых включаются расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности, не указанные в подпунктах 177.4.1–177.4.3 этого пункта, к которым относятся расходы на командировку наемных работников, на услуги связи, рекламы, платы за расчетно-кассовое обслуживание, на оплату аренды, ремонт и эксплуатацию имущества, используемого в хозяйственной деятельности, на транспортировку готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортированием продукции (товаров), стоимость приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг».

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА

Группы единого налога. В НК Законом № 71 внесли ряд изменений по упрощенной системе налогообложения.
Теперь вместо шести групп — четыре.
В связи с этим надо знать, что плательщики третьей — шестой групп, находившиеся на учете в контролирующих органах до 1 января 2015 года, с 1 января 2015 года считаются плательщиками единого налога третьей группы (п. 4 подраздела 8 раздела ХХ НК). То есть единщикам 3–6 групп специально перерегистрироваться не нужно.

Систематизируем показатели в Таблице 5.

Таблица 5

Критерии, которые следует выполнить для нахождения в соответствующей группе

Название группы

с 01.01.2015 г.

до 01.01.2015 г.

Первая

Физические лица — предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых на протяжении календарного года

не превышает 300 000 грн.

не превышает 150 000 грн.

Вторая*

Физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг (в том числе бытовых) плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что на протяжении календарного года соответствуют совокупности таких критериев:
не используют труд наемных лиц или количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек;

объем дохода не превышает 1 500 000 грн.

объем дохода не превышает 1 000 000 грн.

Третья

Физические лица — предприниматели, которые не используют труд наемных лиц или количество лиц, которые находятся с ними в трудовых отношениях, не ограничено и юридическое лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых на протяжении календарного года объем дохода не превышает 20 000 000 грн.

Физические лица — предприниматели, которые на протяжении календарного года соответствуют совокупности таких критериев:
не используют труд наемных лиц или количество лиц, которые находятся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек;
объем дохода не превышает 3 000 000 грн.

Юрлица не имели права находиться на третьей группе

Четвертая

Сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых часть сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равняется или превышает 75% (эквивалент бывшего фиксированного сельхозналога)

Юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые на протяжении календарного года соответствуют совокупности таких критериев:
среднеучетное количество работников не превышает 50 человек;
объем дохода не превышает 5 000 000 грн.

Пятая

Сейчас такой группы нет

Физические лица — предприниматели, которые на протяжении календарного года соответствуют совокупности таких критериев:
не используют труд наемных лиц или количество лиц, которые находятся с ними в трудовых отношениях, не ограничено;
объем дохода не превышает 20 000 000 грн.

Шестая

Сейчас такой группы нет

Юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых на протяжении календарного года объем дохода не превышает 20 000 000 грн.

* На второй группе не имеют права находиться ФЛП, которые предоставляют посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества, а также осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней. Эти предприниматели с 01.01.2015 г. могут быть лишь на третьей группе, если соответствуют действующим требованиям.

Ставки единого налога. Законодатели подкорректировали ставки единого налога для соответствующих групп, а именно:

  • убрали нижний предел фиксированной ставки единого налога: от 1% — для 1 группы и от 2% — для 2 группы;
  • уменьшили ставки для 3 группы.

Приведем в Таблице 6 ставки до и после 01.01.2015 г.

Таблица 6

Ставки единого налога

Группа

с 01.01.2015 г.

до 01.01.2015 г.

1*

в пределах до 10% от МЗП** по состоянию на 1 января отчетного года (до 121,80 грн.)

от 1% до 10% от МЗП по состоянию на 1 января отчетного года

2*

в пределах до 20% от МЗП по состоянию на 1 января отчетного года (до 243,60 грн.)

от 2% до 20% от МЗП* по состоянию на 1 января отчетного года

3

2% для плательщиков НДС

3% для плательщиков НДС

4% для неплательщиков НДС

5% для неплательщиков НДС

4

Применяют исключительно сельхозпроизводители (эквивалент бывшего фиксированного сельхозналога)***

В этой группе находились исключительно юрлица

5

Х

5% для плательщиков НДС

7% для неплательщиков НДС

6

Х

В этой группе находились исключительно юрлица

* Для первой и второй группы фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами.
** МЗП — минимальная заработная плата.
*** Размер ставок налога с 1 га сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда зависит от категории (типа) земель и их нормативной денежной оценки.

Налогообложение посреднических операций. С 01.01.2015 г. доходом комиссионера за предоставление услуг (выполнение работ) по договорам комиссии является только сумма полученного вознаграждения, как и в случае предоставления услуг по договору поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам. Следует отметить, что до 01.01.2015 г. у посредника по договору комиссии облагалась вся полученная сумма. Поэтому редакция рекомендовала для оптимизации налогообложения заключать не договоры комиссии, а, например, поручения. Вполне логично, что в п. 292.4 НК добавили договор комиссии. Таким образом, с 01.01.2015 г. единщикам будет выгодно применять договор комиссии.
РРО. До 01.01.2015 г. в п. 6 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон № 265) было указано, что при продаже товаров (предоставлении услуг) единщики не применяют РРО и расчетные книжки. Аналогичная норма содержалась в п. 296.10 НК, хотя там речь шла о РРО-освобождении плательщиков единого налога первой — третьей групп.
После принятия Закона № 71 законодатели существенно урезали льготы.
В Таблице 7 систематизируем, когда единщики освобождаются от РРО согласно обновленной редакции п. 296.10 НК. В свою очередь, нормы Закона № 265 привели в соответствие НК.

Таблица 7

Льготы по РРО у единщиков

Кто имеет льготу по РРО

Условия применения льготы (то есть когда не применяют РРО)

Плательщики первой группы

Розничная продажа товаров с торговых мест на рынках и/или хозяйственная деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (виды деятельности, предусмотренные для своей группы)

Плательщики второй и третьей (физические лица — предприниматели) групп

Деятельность на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети

Таким образом, ранее РРО могли не применять все единщики. Теперь полностью льготу оставили только первогруппникам.
Второгруппникам и третьегруппникам, чтобы работать без РРО, надо торговать на рынке и/или вести мелкорозничную торговлю через средства передвижной сети. Единщики, которые не вписываются в льготные виды деятельности, должны применять РРО.
Понимая, что единщикам надо дать время, законодатели в заключительных положениях Закона № 71 указывают, что требования относительно обязательного применения РРО вступают в силу:

  • с 1 июля 2015 года — для плательщиков единого налога третьей группы;
  • с 1 января 2016 года — для плательщиков единого налога второй группы.

Понимая жосткость своих требований, законодатели в виде пряника в п. 28 подраздела 10 раздела ХХ НК указали, что плательщики второй и третьей (ФЛП) групп (кроме осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, то есть не применяющих РРО), которые с 1 января до 30 июня 2015 года начнут применять в собственной хоздеятельности зарегистрированные, опломбированные и переведенные в фискальный режим работы РРО, с даты начала применения РРО до 1 января 2017 года освобождаются от проведения РРО-проверок.

АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ

Среди изменений в акцизном налоге рассмотрим самые интересне для ФЛП.
Так, согласно Закону № 71 к плательщикам акцизного налога добавили субъектов хозяйствования розничной торговли, реализующих подакцизные товары (пп. 212.1.11 НК).
Такие лица подлежат обязательной регистрации как налогоплательщики контролирующими органами по местонахождению пункта продажи товаров не позднее предельного срока подачи декларации акцизного налога за месяц, в котором осуществляется хозяйственная деятельность (то есть зарегистрироваться нужно до 20.02.2015 г., при условии ведения хоздеятельности) (пп. 212.3.11 НК).
К подакцизным товарам согласно обновленной редакции п. 215.1 НК (с учетом изменений, внесенных Законом № 71) относятся:

  • спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво;
  • табачные изделия, табак и промышленные заменители табака;
  • нефтепродукты, сжиженный газ, вещества, используемые как компоненты моторного топлива, топливо моторное альтернативное;
  • автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, транспортные средства для перевозки грузов;
  • электрическая энергия.

Базой налогообложения является стоимость подакцизных товаров (с НДС).
Ставку устанавливает местный совет (пп. 12.4.4 НК), хотя при этом она должна равняться 5% (пп. 215.3.10 НК). Платить акцизный налог необходимо за соответствующие подакцизные операции с 01.01.2015 г. (пп. 12.3.5 НК).
Дата возникновения налоговых обязательств — дата совершения расчетной операции в соответствии с Законом № 265 (для плательщиков единого налога — дата получения оплаты за проданный товар — п. 216.9 НК).
Срок для перечисления в бюджет суммы акцизного налога — 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока, предусмотренного для подачи месячной декларации. Уплачивать его нужно по месту осуществления реализации товара (пп. 222.3.1 — 222.3.2 НК).

РРО

2015 год поменял многое не только в налогообложении, но и в порядке применения РРО. Рассмотрим наиболее важные моменты для ФЛП.

Подача отчетности
С 1 января 2015 года субъекты хозяйствования должны подавать в органы государственной налоговой службы информацию по проводным или беспроводным каналам связи (п. 7 ст. 3 Закона № 265):

  • использующие РРО — электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащиеся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены;
  • использующие электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемые для операций по купле-продаже иностранной валюты, — информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, содержащуюся в фискальной памяти указанных РРО.

Другие субъекты хозяйствования (то есть не указанные выше) подают отчетность, связанную с применением РРО и расчетных книжек, не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца.

Когда не применяют РРО
В ст. 9 Закона № 265 (определяющую случаи, когда не применяются РРО и расчетные книжки) Законом № 71 внесли ряд изменений, которыми были отменены льготы.
Приведем самые интересные нововведения для ФЛП.
1. До 01.01.2015 г. в п. 6 ст. 9 Закона № 265 было указано, что РРО и расчетные книжки не применяют все плательщики единого налога. Но согласно нововведениям эта льгота осталась лишь у первогруппников и у плательщиков второй — третьей групп, осуществляющих деятельность на рынках и продажу товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети. Все другие единщики обязаны применять РРО при наличных расчетах.

Применение РРО плательщиками третьей группы начинается с 1 июля 2015 года, а плательщиками второй группы — с 1 января 2016 года.
Детальнее см. на стр. 18–19 текущего номера.
2. Законом № 71 отменили п. 13 ст. 9 Закона № 265, которым предполагалось, что РРО и расчетные книжки не применяются при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции). Но с 01.01.2015 г. эту РРО-льготу забрали.

Срок использования «старых» РРО, которые передают только итоговую информацию
С 1 января 2015 года разрешается первичная регистрация лишь регистраторов РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), регистраторов расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты.
Законом № 71 указано, что разрешается до 1 января 2016 года использование электронных контрольно-кассовых аппаратов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 года, которые создают контрольную ленту в печатном виде и подают в фискальные органы по проводным или беспроводным каналам связи только информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, которая содержится в их фискальной памяти, и при этом не подают электронных копий расчетных документов.

ВЫВОДЫ

Редакция негативно оценивает принятие Закона № 71 по ряду причин. Во-первых, все изменения принимались в спешке. Более того, разработчики закона (а именно правительство) зачастую не прислушивались к мнению экспертов. Во-вторых, если брать конкретно частных предпринимателей, то мы не видим никаких послаблений, даже наоборот — наблюдается усиление налогового давления.
Хотя надо сказать, что правительство добилось огромных успехов в замыливании глаз.
Давайте приведем аргументы, разрушающие мифы, которые навязывает нам правительство.

Миф 1. Уменьшение налогов и сборов
Итак, до 01.01.2015 г. было 22 налога/сбора, стало 11. Может показаться, что количество налогов уменьшилось в 2 раза. На самом деле, Закон № 71 полностью отменил лишь небольшую часть налогов, которые большинство предпринимателей и так не платили. Многие налоги «укрупнили» (то есть соединили). Реально же за счет расширения базы обложения и увеличения ставок ситуация изменилась в худшую сторону.

Миф 2. Уменьшились ставки налогов
На действительно важные налоги, которые приносят реальные поступления в бюджет, ставки не уменьшились. Так, по НДФЛ увеличилась ставка с 17% до 20% (к доходам свыше 10 МЗП по состоянию на 1 января). Кроме того, на 2015 год сохранена норма, согласно которой размер НСЛ уменьшается на 50%; значительно расширена база обложения налогом на недвижимость; розничных торговцев подакцизных товаров сделали плательщиками акциза и т. д.
Конечно, можно вспомнить о том, что плательщикам единого налога на 3 группе уменьшили ставку единого налога на 1% (соответственно 2%/4%). Но это едва ли не единственное реальное улучшение от правительства.
Если говорить не только о Законе № 71, а и о Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 г. № 77-VIII (его нормы проанализированы на стр. 7–10 текущего номера), то и там идет жесткое налоговое давление бизнеса (в частности, ужесточены штрафы за нарушение трудового и ЕСВ-го законодательства). Конечно, можно вспомнить, что введены условия, позволяющих платить ЕСВ «сверху» в пониженном размере. Однако если чуть «копнуть», то получиться, что данная льгота невыгодна для предпринимателей. Может, поэтому ее и приняли.

Миф 3. Упрощение ведения бизнеса
Никакого упрощения в НК мы не увидели. Наоборот кардинальные изменения в налоговое законодательство значительно все усложняют. Ведь предпринимателям нужно очень быстро приспособиться к новым налоговым правилам.
А если еще добавить нездоровую спешку в принятии данных законодательных норм, то вполне естественно следует ждать проблем с практическим их применением.
Отдельно отметим и усложнение жизни плательщикам НДС (несмотря на то что в коалиционном соглашении была прописана отмена электронного администрирования НДС, в Законе № 71 лишь отсрочили его введение).
Единщикам также преподнесли неприятный новогодний сюрприз. Все они должны в обязательном порядке применять РРО (правда, дается небольшая временная отсрочка). Льготу полностью оставили лишь первогруппникам. Второгруппникам и третьегруппникам, чтобы работать без РРО, надо торговать на рынке и/или вести мелкорозничную торговлю через средства передвижной сети.
Итог: правительство продавило налоговые изменения, которые усложняют жизнь предпринимателям. Пара капель позитивных моментов утонула в море негатива. На словах правительство якобы приняло правильные законы, но на деле произошло обычное затягивание поясов для населения и малого и среднего бизнеса. Олигархов же практически не тронули. Например, так и не приняли налог на роскошь; не возвращены в госсобственность высоколиквидные и незаконно приватизированные предприятия; не прикрыты коррупционные схемы в госзакупках и т. д. А принятый налог на недвижимость, который приносит заграницей ощутимую долю бюджетных поступлений, у нас превращен в фарс. Если заграницей этот налог платится от стоимости объекта недвижимости, то у нас от квадратуры. Вот и получается, что за старенький дом в селе и квартиру в центре Киева с одинаковой площадью можно заплатить одинаковый налог.