Главная arrow Архив газеты arrow 2015arrow 14arrow Заработал закон, позволяющий единщикам работать без РРО



ГОРЯЧАЯ ТЕМА
Заработал закон, позволяющий единщикам работать без РРО

Напомним, что с 1 июля 2015 года РРО должны были начать использовать ФЛП — плательщики единого налога на третьей группе, а с 1 января 2016 года и плательщики второй группы.

В качестве исключения от РРО были освобождены только те ФЛП-­единщики, которые осуществляют деятельность на рынке и/или мелкорозничную передвижную торговлю, а также первогруппники.

В свою очередь повальное внедрение РРО губительно для малого бизнеса, поскольку весьма затратно. Более того, как мы уже неоднократно писали, «делки», близкие к власти, хотели заработать на этом колоссальные деньги.

Депутаты поздно поняли свою ошибку и приняли Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно применения регистраторов расчетных операций» от 01.07.2015 г. № 569-­VIII (далее — Закон № 569) (законопроект от 28.11.2014 г. № 1088), позволяющий избежать применения РРО большинству единщиков.

В частности, Закон № 569 освобождает от применения РРО ФЛП — плательщиков единого налога второй и третьей групп, у которых объем дохода на протяжении календарного года (то есть с 1 января по 31 декабря) не превышает 1 млн грн.

Заметим, как именно применять это правило, должен установить Кабмин. Пока ясно только то, что единщики, которые превысили или превысят в 2015 году 1 млн грн., должны будут применять РРО всю «единоналожную» жизнь, независимо от объема дохода в будущем. Похоже, чтобы «отделаться» от РРО, придется перейти на общую систему, а потом вернуться на единый налог.

Еще один важный момент: пункт 296.10 Налогового кодекса Украины теперь действует в редакции Закона № 569, а не Закона Украины от 28.12.2014 г. № 71­-VIII (далее — Закон № 71). При этом если Закон № 71 вводил РРО для второгруппников с 01.01.2016 г., то теперь нет никаких отсрочек. И второгруппники, и третьегруппники с 23.07.2015 г., чтобы не применять РРО, ориентируются на сумму дохода в 1 млн грн. Если второгруппники превысили, то применять РРО при наличных расчетах нужно не дожидаясь 01.01.2016 г.: с первого числа первого месяца ближайшего квартала (если второгруппники превысили «миллионный оборот» во втором квартале, то формально РРО нужно применять с 23.07.2015 г., но, возможно, налоговики «разрешат» с IV квартала). К сожалению, власть, несмотря на ожидания многих предпринимателей, принимать Закон № 569 не спешила (ведь это же не бюджет «пилить»).

Так, Закон № 569 приняли 01.07.2015 г. Однако только 07.07.2015 г. Закон № 569 был отправлен на подпись президенту, который продержал у себя его до 21.07.2015 г. В свою очередь Закон № 569 заработал лишь 23.07.2015 г. (с даты официального опубликования в «Голосе Украины» от 23.07.2015 г. № 131).

Ввиду запоздалого принятия Закона № 569 некоторые предприниматели-­единщики групп 2 и 3 не стали рисковать и приобрели РРО. Тем более, что им на законодательном уровне пообещали не делать РРО­-проверок аж до 2017 года. В результате ФЛП понесли расходы, которые им никто уже не компенсирует, что, согласитесь, несправедливо.

Другая часть предпринимателей — плательщиков единого налога третьей группы, которая обязана была применять РРО с 1 июля и решила рискнуть и не покупать РРО, оказалась в подвешенном состоянии до момента вступления в силу Закона № 569. Более того, вплоть до 22.07.2015 г. нигде в официальных источниках не было финального текста Закона № 569 (был только принятый ко второму чтению). Поэтому нельзя было даже изучить и проанализировать Закон № 569.

Таким образом, из­-за нерасторопности властей третьегруппники (у которых за календарный год объем доходов менее 1 млн грн.) обязаны были применять РРО с 1 по 22 июля 2015 года. Поэтому налоговики имеют полное право штрафовать третьегруппников за неиспользование РРО в этот период*.

К сожалению, на момент написания консультации отсутствуют официальные разъяснения налоговиков. Будем надеяться, что по отношению к третьегруппникам фискалы поведут себя не «по закону», а «по совести». То есть, возможно, они не будут привлекать к ответственности третьегруппников, которые с 01.07.2015 г. по 22.07.2015 г. не применяли РРО. Мы имеем в виду тех третьегруппников, кто не набрал с начала года объем в 1 млн грн. и, скажем так, не прогадал, не установив РРО.
Естественно, о применении РРО идет речь только в том случае, когда он нужен. Например, при безналичных расчетах РРО не применяют.

Добавим, что все равно у единщиков осталась возможность «освободиться» от применения РРО, если они попадут в перечень видов деятельности из ст. 9 или ст. 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95­-ВР (далее — Закон № 265).

Давайте приведем основные нормы Закона № 569.

1. От применения РРО освобождаются ФЛП — плательщики единого налога второй и третьей групп, у которых объем дохода на протяжении календарного года не превышает 1 млн грн.

Если с начала календарного года указанный объем будет превышен (в каком­-либо квартале), то с начала следующего квартала уже должен применяться РРО.

Отметим, что и сейчас и ранее первогруппники имеют РРО-­освобождение.

2. На ФЛП-­единщиков, не зарегистрированных плательщиками НДС, не распространяются требования относительно учета товарных запасов на складах и/или по месту их реализации.

3. Из п. 1 ст. 17 Закона № 265, которым ранее предусматривалось три уровня финансовых штрафов, исключили последний уровень — пятикратный штраф от стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг) (п. 1 ст. 17 Закона  № 265).

Кроме того, к ФЛП не будут применять штраф за несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете, а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня.

Кстати, единщики­-безНДС­-ки вообще не обязаны следить за соответствием данных в КУРО и на месте расчетов (п. 13 ст. 3 Закона № 265).

4. Отменены штрафы за невыполнение ежедневной печати фискального отчетного чека или необеспечение его хранения, а также несохранение контрольной ленты на протяжении трех лет (п. 4 и 5 ст. 17 Закона № 265).

5. Законом № 569 зафиксировано, что не подлежат исключению из Государственного реестра модели РРО, которые раньше прошли первичную регистрацию и используются субъектом хозяйствования, до истечения срока их службы (срока, на протяжении которого производитель/поставщик гарантирует работоспособность, в том числе комплектовочных изделий и их составных частей, сохранение информации в фискальной памяти, при условии соблюдения пользователем требований эксплуатационных документов). При этом срок между первичной регистрацией РРО и датой их исключения из Государственного реестра не должен быть менее семи лет. В случае изменения законодательных требований производитель/поставщик обязан, при наличии технических возможностей, осуществить доработку РРО.

6. К сервисным центрам будет применяться финансовая ответственность за несвоевременное выполнение своих обязательств (гарантийный ремонт или ввод в эксплуатацию резервного РРО) в размере пяти минимальных зарплат.

 _____________________________

* Необходимо отметить, что в разделе II Закона № 569 указано:  «Временно освобождаются от санкций за нарушение требований этого Закона: субъекты хозяйствования при предоставлении услуг в случае проведения расчетов в кассах с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке; при продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции) — до 1 июля 2015 года.
При этом санкции за нарушение требований этого Закона в период с 1 июля 2015 года до 1 января 2016 года не применяются к субъектам хозяйствования, которые до 1 августа 2015 года заключили договора на поставку регистраторов расчетных операций, включенных в Государственный реестр регистраторов расчетных операций, и ввели в эксплуатацию такие регистраторы в порядке, установленном этим Законом, до 1 января 2016 года».

Однако процитированная выше норма в контексте принятого Закона № 569 наводит на мысль, что это послабление не для всех, а только для указанных в абз. 2 п. 9 раздела II Закона № 569 (юрлиц, которые с 01.01.2015 г. лишились права не применять РРО при предоставлении услуг, и интернет­-магазинов, которые также лишились с 01.01.2015 г. РРО­-освобождения).