Главная arrow Архив газеты arrow 2015arrow 23arrow Налоговая реформа: чего ждать предпринимателям



ГОРЯЧАЯ ТЕМА
Налоговая реформа: чего ждать предпринимателям

Многие предприниматели уже слышали о том, что в скором времени собираются принять налоговую реформу. То что ее примут не вызывает сомнения. Существуют два варианта налоговой реформы: первый разработан правительством, а второй — группой депутатов во главе с главой профильного комитета Верховной Рады Ниной Южаниной. Сейчас развернулась борьба за то, в каком виде будет в конечном итоге принята налоговая реформа. Причем ситуация каждый день меняется. 

Проанализируем самый свежий правительственный проект налоговой реформы (законопроект от 11.12.2015 г. № 3630, далее — Законопроект № 3630). Согласно ему правительство хочет практически полностью переписать Налоговый кодекс Украины! Цифры говорят сами за себя: Законопроект № 3630 содержит аж 674 страницы. Таким образом, в случае принятия Законопроекта № 3630 плательщикам нужно очень оперативно разобраться в новых правилах налогообложения, которые коснутся всех налогов и сборов. Рассмотрим лишь самое главное для предпринимателей.

Считаем, что предпринимателей в планируемых нововведениях прежде всего должно интересовать два момента: связанные с ЕСВ и с упрощенной системой налогообложения.

Начнем с ЕСВ. Минфин предлагает установить единую ставку ЕСВ «сверху» в размере 20% и отменить ЕСВ «снизу». Данные ЕСВ­-нововведения выгодны для предпринимателей.

Теперь перейдем к упрощенной системе, информацию о которой систематизируем в нижеприведенной таблице.

Действующая система

Новая система
согласно правительственной версии

Требования к плательщикам единого налога

I группа — ФЛП, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению. Объем дохода не более 300 тыс. грн.
Нет обязательного требования относительно применения РРО

Группа А — ФЛП, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению. Объем дохода не более 300 тыс. грн.
Обязательное применение РРО с 01.01.2019 г.*

ІІ группа — ФЛП, предоставляющие услуги плательщикам единого налога или населению. Производство и продажа товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства. Количество наемных работников не более 10 человек. Объем дохода не более 1,5 млн грн.
РРО обязаны использовать в случае если объем дохода у ФЛП на протяжении календарного года превышает 1 млн грн.

Группа В — ФЛП, у которых количество наемных работников не более 10 человек и объем дохода не более 2 млн грн.

Обязательное применение РРО с 01.07.2016 г.*

ІІІ группа — ФЛП и юридические лица, имеющие доход до 20 млн грн.
РРО обязаны использовать в случае если объем дохода у ФЛП на протяжении календарного года превышает 1 млн грн.

ІV группа — с/х товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый год равняется или превышает 75%

Группа С — с/х товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый год равняется или превышает 75% и объем дохода не превышает 2 млн грн.

Ставки единого налога

І группа — до 10% минимальной заработной платы в месяц (до 121,80 грн.; устанавливают местные советы)

Группа А — до 20% минимальной заработной платы в месяц (устанавливают местные советы)

ІІ группа — до 20% минимальной заработной платы в месяц (до 243,6 грн.; устанавливают местные советы)

Группа В — базой обложения является налогооблагаемый доход, который рассчитывается как разница между полученным доходом и расходами, исчисленными путем применения к сумме полученного дохода коэффициента.
Размер коэффициента составляет: 0,85 — в 2016 году; 0,85 — в 2017 году; 0,65 — в 2018 году; 0,45 — в 2019 и дальнейшие годы.
Ставка налога в 2016 году — 18%

ІІІ группа 2% дохода (для плательщиков НДС) и 4% (для неплательщиков НДС)

ІV группа — ставки установлены от нормативно-денежной оценки 1 га земли (в зависимости от вида земель)

Группа С — ставки установлены от нормативно-денежной оценки 1 га земли (в зависимости от вида земель)

* В проекте предусмотрено, что 75% стоимости РРО, приобретенных после 1 января 2016 года плательщиком единого налога групп А и В, компенсируется (в том числе за счет средств местных бюджетов по месту налогового адреса). Порядок предоставления компенсации должен установить КМУ.

ВАЖНО! Требование по обязательному применению РРО (и сейчас, и потом) распространяется только на тех субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг).

Как видим, правительство упорно продолжает уничтожать упрощенную систему.
Так, одно из самых неприятных новвовведений — обязательное применение РРО для всех единщиков. И хотя 75% стоимости кассового аппарата государство собирается компенсировать, но все равно наличие РРО — это серьезная головная боль для предпринимателей. И помимо приобретения самого аппарата есть еще расходы на его содержание**. Причем самое обидное: казалось бы, что с РРО вопрос уже был совсем недавно решен, и найден компромиссный вариант (обязательное применение РРО сейчас необходимо только для тех единщиков второй и третьей группы, у которых оборот за календарный год превышает 1 млн грн.). Но правительство в очередной раз пытается «пропихнуть» РРО для единщиков. Оно и понятно, ведь на кону поставлены миллиарды гривен (ранее мы неоднократно писали о коррупционных рисках, возникающих при поголовном применении РРО — в частности, на стр. 28–30 № 5 газеты за 2015 год).

Более того, в Законопроекте № 3630 предусмотрены переходные положения по РРО. Так, плательщики единого налога группы В, которые платили единый налог в 2015 году и должны были начать применять РРО с 1 января 2016 года (в соответствии с законодательством, действующим до 01.01.2016 г.), обязаны использовать РРО с 1 января 2016 года. Также в Законопроекте № 3630 указано, что плательщики группы В, объем дохода которых в первом календарном квартале 2016 года превысит 1 млн грн., должны будут применять РРО с первого числа первого месяца квартала, следующего за таким превышением.

Еще одним неприятным моментом является объединение второгруппников и третьегруппников в группу В, в которой предельно допустимый объем доходов будет 2 млн грн. Причем правительство предлагает использовать для группы В «хитрую» базу обложения (см. выше Таблицу). В результате не только усложнится расчет, но и существенно увеличится налоговое давление на плательщиков единого налога группы В.

Например, в 2015 году плательщик на 2 группе с доходом 1 500 000 грн. должен был заплатить всего 2 923,20 грн. единого налога (при условии, что у него максимальная ставка в размере 243,60 грн. в месяц). А согласно Законопроекту № 3630, если за 2016 год плательщик получит те же 1 500 000 грн. дохода, то  размер единого налога составит: [1 500 000 грн. (доходы) – 1 500 000 грн. х 0,85 (коэффициент в 2016 году)] х 18% (ставка единого налога) = 40 500 грн.

Будем надеяться, что в отношении упрощенной системы правительственный проект налоговой реформы не пройдет.

Следует знать, что правительство постарается, чтобы нововведения были приняты в кратчайшие сроки. В самом Законопроекте № 3630 указано, что нормы по упрощенной системе должны вступить в силу уже с 01.01.2016 г.

** Напомним, что Государственная регуляторная служба Украины ранее приводила расчеты размера расходов на приобретение и содержание РРО. По ее расчетам средняя сумма затрат на внедрение 1­го кассового аппарата составляет около 71 тыс. грн. в год (подробнее см. на стр. 20–22 № 12 газеты за 2015 год).