Для частных предпринимателей на общей системе сложилось дискриминационное положение в налогообложении их доходов.
Напомним, что базой обложения НДФЛ, военным сбором, ЕСВ «за себя» является чистый доход, который определяется как разница доходов и расходов. Очевидно, что чем больше расходы, тем меньше чистый доход. В свою очередь, законодатели вероломно сузили перечень расходов, которые можно учесть при расчете чистого дохода.
Согласно п. 177.4 Налогового кодекса Украины (далее — НК) на расходы относятся только суммы ЕСВ (как «за себя», так и за наемных работников). Другие же налоги не учитываются. Более того, предприниматель не имеет права отнести на расходы также и стоимость лицензий, других специальных разрешений, выданных государственными органами для проведения хозяйственной деятельности.
Причем такая дискриминационная норма действует только в отношении предпринимателей-общесистемщиков. А вот предприятия на общей системе имеют полное право зачесть на расходы практически все уплаченные налоги, а также стоимость лицензий (прочих специальных разрешений), что позволяет уменьшать базу обложения налогом на прибыль.
В итоге нарушается заложенный в пп. 4.1.2 НК принцип равенства всех налогоплательщиков перед законом и недопущения дискриминации независимо от форм собственности.
Как из-за несправедливого налогообложения ФЛП-общесистемщики переплачивают налоги: числовой пример
Внимание: в нижеприведенном расчете мы не учитываем уплату рентных платежей, экологического налога и т. д., которые также законодательство запрещает ФЛП-общесистемщикам включать в расходы.
Приведем 2 варианта расчета налогов.
1 вариант: расчет налогов по действующим правилам
Исходя из вышеуказанных данных, за 2016 год предприниматель должен будет уплатить:
2 вариант: расчет налогов по справедливым правилам, которые не действуют
Если бы общесистемщик мог учесть уплаченный авансом в 2016 году военный сбор (за 2016 год) и «рознично-алкогольную» лицензию в расходах, а также не включать в доход акцизный налог, то чистый доход составил бы не 10 000 грн., а 10 000 грн. – 150 грн. – 952,38 грн.– 8 000 грн. = 897,62 грн.
Пересчитаем налоги исходя из чистого дохода, уменьшенного на суммы, которые не засчитываются по действующему законодательству, а именно: военного сбора и акцизного налога, а также «рознично-алкогольной» лицензии:
Вывод, сделанный на основании 1 и 2 варианта
Ввиду несправедливого незачета уплаченных налогов и стоимости лицензии, а также включения в доход косвенного акцизного налога происходит серьезная переплата налогов, а именно: 5 102,38 грн. (вариант 1) – 1 324,89 грн. (вариант 2) = 3 777,49 грн.
Согласитесь, что сумма излишне уплаченных налогов (3 777,49 грн.) в результате несправедливых норм впечатляет.
Редакция подняла данную тему, чтобы законодатели поразмыслили и отменили несправедливые нормы.
* Согласно ч. 14, 16 ст. 15 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, кроме сидра и перри (без добавления спирта), составляет на каждый РРО (КУРО), находящийся в месте торговли в пределах города — 8 000 грн. в год, а на территории сел и поселков (за исключением тех, которые находятся в пределах территории городов) — 500 грн.
** На практике военный сбор и ЕСВ «за себя» за 2016 год будут уплачивать в 2017 году, однако для наглядности примера допустим, что предприниматель уплатил их в последний день отчетного года.
*** Примечание по акцизному налогу.
На сумму акцизного налога, который ФЛП начисляет при розничной реализации подакцизных товаров, нельзя уменьшить сумму выручки, которая облагается НДФЛ и военным сбором. А вот юрлицам дано такое право — суммы акцизного налога не облагают налогом на прибыль.