Главная arrow Архив газеты arrow 2016arrow 08arrow Налоговики объяснили новый порядок заполнения и подачи «алко-табачной» отчетности



ОТЧЁТНОСТЬ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Налоговики объяснили новый порядок заполнения и подачи «алко-табачной» отчетности

Напоминаем: приказом Министерства финансов Украины от 11 февраля 2016 года № 49 (далее — Приказ № 49) утверждена «алко-табачная» отчетность. Среди нее наиболее актуальными для частных предпринимателей являются:

  • Отчет об объемах приобретения и реализации алкогольных напитков в розничной сети (форма № 1-РА) (подают субъекты хозяйствования, получившие лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками);
  • Отчет об объемах приобретения и реализации табачных изделий в розничной сети (форма № 1-РТ) (подают субъекты хозяйствования, получившие лицензии на право розничной торговли табачными изделиями).

Приказ № 49 вступил в силу через 30 дней со дня официального опубликования («Официальный вестник Украины» от 22.03.2016 г. № 21), то есть 22 апреля 2016 года.

В предыдущем номере мы рассказали об особенностях подачи ф. № 1-РА и ф. № 1-РТ (далее — Розничные отчеты) согласно нормам Приказа № 49. Вместе с тем, тогда отсутствовали разъяснения ГФСУ. Теперь объяснения налоговиков появились в «ЗІР» (подкатегория 115.03). Приведем основные моменты, на которых фискалы акцентировали внимание.

  • 1. Первый отчетный период для Розничных отчетов — апрель 2016 года.
  • 2. Розничные отчеты составляют отдельно за каждый месяц и подают в фискальный орган по месту регистрации субъекта хозяйствования.
  • 3. Срок представления Розничных отчетов — до 10 числа месяца, следующего за отчетным (то есть 9 число — последний срок подачи отчета).
  • 4. Отчет подается в электронной форме средствами электронной связи с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи.

Вышеприведенные выводы соответствуют положениям Приказа № 49, о которых мы писали в предыдущем номере (см. стр. 10–12). Но не обошлось без сюрпризов. Так, в «ЗІР» (подкатегория 115.03) указано, что последний день подачи Розничных отчетов за апрель 2016 года — 10 мая. Как аргументацию ГФСУ приводит нормы п. 5 ст. 254 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) и ст. 51 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее — ХПК), где указано, что когда последний день срока выпадает на нерабочий день, днем окончания срока является первый за ним рабочий день*.

* В отличие от фискалов, редакция считает, что последний срок подачи Розничных отчетов за апрель — 6 мая 2016 года. Поскольку Приказом № 49 не предусмотрен перенос предельного срока подачи Розничных отчетов, которые выпадают на нерабочий день. В свою очередь, если бы Минфин захотел, чтобы такой перенос осуществлялся, то он бы предусмотрел это в Приказе № 49.

Редакция не возражает против такого перенесения, которое разрешает ГФСУ, поскольку это выгодно налогоплательщикам. Однако нам совсем непонятна логика налоговиков, которые в одинаковых ситуациях ссылаются на разные нормы законодательства.

Так, Розничные отчеты не являются нало­говыми, поэтому ГФСУ приводит положения ГК и ХПК. Однако относительно формы № ЗВР-1 (которая также, как и Розничные отчеты, не является налоговой декларацией) фискалы почему-то применяют положения Налогового кодекса Украины (подробнее об этом см. на стр. 4–5 № 6 газеты за 2016 год). Поэтому непонятно, какими же нормами, по мнению фискалов, нужно руководствоваться при подаче неналоговой отчетности.

Как видим, ГФСУ в своих разъяснениях часто игнорирует нормы законодательства, поэтому угадать позицию налоговиков в результате сложно. В похожих ситуациях фискалы могут сделать разные выводы. Более того, есть случаи, когда ГФСУ неожиданно меняет свою точку зрения. Поэтому осторожные налогоплательщики должны избегать спорных ситуаций (в частности, подавать неналоговую отчетность заранее).

Внимание! Согласно ст. 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР за непредставление или несвоевременное представление отчета или представление отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в размере 17 000 грн.  

{jcomments on}