Главная arrow Архив газеты arrow 2016arrow 21arrow Новые правила проверок бизнеса



ГОРЯЧАЯ ТЕМА
Новые правила проверок бизнеса

Верховная Рада приняла три законопроекта, которые касаются проведения проверок. Они были зарегистрированы больше года назад, но парламентарии их приняли лишь 3 ноября 2016 года.

Обратите внимание, что на момент написания публикации нет окончательных текстов законов со всеми правками, принятыми во втором чтении (кроме того, президент еще не подписал эти законы). Поэтому после официальной публикации в законах могут появиться положения, которых нет в сегодняшних текстах.

Проанализируем основные нововведения.

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» относительно либерализации системы государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (законопроект от 21 июля 2015 года № 2418а, далее — Законопроект № 2418а)

Законопроект № 2418а предусматривает внесение, в частности, таких изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 5 апреля 2007 года № 877­-V (далее — Закон № 877):

  • распространение действия Закона № 877 на отношения, возникающие во время осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), которые ранее были выведены из-под сферы его действия, а именно: контроль, который осуществляется органами государственной фискальной службы, государственного надзора (контроля) в сфере гражданской авиации, государственного архитектурно-строительного контроля (надзора), государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения, но с учетом особенностей, установленных специальными законами;
  • закрепление презумпции правомерности поведения субъекта хозяйствования (по аналогии с презумпцией правомерности решений плательщика, закрепленной в ст. 4 Налогового кодекса Украины);
  • планирование мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) исключительно на годовой период с отменой квартальных планов и установление запрета на их изменение;
  • установление жестких ограничений периодичности и продолжительности плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) (до 10 рабочих дней, а относительно субъекта малого предпринимательства — 5 рабочих дней; общая продолжительность всех плановых проверок на протяжении календарного года относительно плательщика не может превышать 30 рабочих дней, а относительно субъекта малого предпринимательства — 15 рабочих дней);
  • конкретизация и сужение оснований для проведения внеплановых мероприятий по осу­ществлению государственного надзора (контроля);
  • расширение оснований для отказа в допуске должностных лиц к осуществлению государственного надзора (контроля) и предоставления права требовать прекращения осуществления проверки при превышении максимальных сроков ее проведения;
  • освобождение субъекта хозяйствования — физлица, должностных лиц субъекта хозяйствования — юридического лица от ответственности за отказ давать показания или объяснения относительно деятельности субъекта хозяйствования; 
  • освобождение от ответственности субъектов хозяйствования, если они действовали согласно консультации органа государственного надзора (контроля);
  • расширение прав общественных объединений относительно представительства и защиты прав субъектов хозяйствования в сфере государственного надзора (контроля).

 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства
в сфере государственного надзора (контроля)»
(законопроект от 27 августа 2015 года № 2531а, далее — Законопроект № 2531а)

Законопроектом № 2531а вводится создание Интегрированной автоматизированной системы с информацией обо всех мероприятиях государственного надзора (контроля), к которой частные предприниматели будут иметь свободный доступ. Данное новшество будет способствовать защите от лишнего вмешательства должностных лиц контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования.

Закон Украины «Об особенностях осуществления мероприятий   государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»
(законопроект от 18 сентября 2015 года № 3153, далее — Законопроект № 3153)

Законопроектом № 3153 предусмотрено установить до 31 декабря 2017 года мораторий на проведение плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем этот мораторий не распространяется на отношения, возникающие во время осуществления контроля Государственной службой Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, Государственной фискальной службой Украины и т. д.

Остается возможность проведения органами государственного надзора (контроля) внеплановых проверок:

  • по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий госорган об осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) по его желанию;
  • по решению суда;
  • в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, которое было связано с деятельностью субъекта хозяйствования;
  • на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав (проводится органом государственного надзора (контроля) с разрешения Государственной регуляторной службы Украины).

Государственная регуляторная служба Украины должна до начала проведения соответствующими органами мероприятий государственного надзора (контроля) обнародовать на собственном официальном веб-сайте разрешение на их проведение. Без этого условия запрещается осуществление внепланового мероприятия.