Главная arrow Архив газеты arrow 2017arrow 02arrow НДФЛ-новации для общесистемщиков



ДЛЯ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ
НДФЛ-новации для общесистемщиков

С 1 января 2017 года заработал Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21 декабря 2016 года № 1797-VIII (далее — Закон № 1797).

Приведем основные нововведения, которые заработали с 1 января 2017 года и касаются предпринимателей на общей системе налогообложения.

Итак, начнем.

1 новация: разрешено уменьшение дохода на сумму розничного акциза 

Раньше нормы Налогового кодекса Украины (далее — НК) запрещали уменьшать доход предпринимателя на суммы акцизного налога с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров. С 1 января 2017 года это разрешено (пп. 177.3.1 НК).

2 новация: расширен перечень расходов

Согласно новациям предприниматели-общесистемщики имеют право отнести на расходы суммы (пп. 177.4.3 НК):

  • налогов/сборов, которые связаны с проведением хозяйственной деятельности (кроме НДС для предпринимателя — плательщика НДС, акцизного налога, НДФЛ с дохода от хоздеятельности, налога на имущество); 
  • ЕСВ в размерах и порядке, установленных законом; 
  • уплаченные за получение лицензий, разрешений, других документов разрешительного характера, которые связаны с хозяйственной деятельностью ФЛП.

Напомним, что раньше среди налогов/сборов разрешалось относить на расходы лишь ЕСВ (уплаченные за работников и «за себя»). Другие налоги было запрещено относить на расходы. Также не учитывали при исчислении чистого дохода любые «разрешительные» расходы (то есть платежи, уплаченные за получение лицензий, разрешений, других документов разрешительного характера).

С 1 января 2017 года законодатели исправили эту несправедливую ситуацию.

И еще: и раньше, и сейчас, ФЛП — неплательщики НДС в случае, если стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) относится на расходы, то вместе с ними относится и соответствующая сумма «входного» НДС.

3 новация: приведен перечень запрещен­ных расходов

Нововведениями определен четкий перечень затрат, которые не включаются в состав расходов предпринимателя (пп. 177.4.5 НК):

  • расходы, не связанные с проведением хозяйственной деятельности ФЛП;
  • расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов, которые подлежат амортизации;
  • документально не подтвержденные расходы.

Следует отметить, что эта новация ничего не меняет и носит разъяснительный характер, поскольку вышеупомянутые затраты было запрещено относить к расходам и до принятия Закона № 1797.

4 новация: разрешено амортизировать основные средства и нематериальные активы

С 1 января 2017 года частные предприниматели имеют право (по собственному желанию) включать в состав расходов, связанных с проведением своей хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления с соответст­вую­щим ведением отдельного учета таких расходов. 

Законом № 1797 внесено революционное изменение, ведь много лет фискалы лишали предпринимателей права на осуществление амортизации.

Причем аргументы Государственной фискальной службы Украины были не очень логичными (они объясняли это тем, что предприниматели не ведут бухгалтерского учета). Но теперь ситуация решена.

Амортизации подлежат:

  • расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;
  • расходы на самостоятельное изготовление основных средств.

Сразу (без начисления амортизации) включаются в состав расходов отчетного периода затраты на:

  • проведение ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных средств;
  • ликвидацию основных средств (в части остаточной стоимости). 

Вообще не амортизируют и не относят на расходы стоимость на приобретение и содержание таких основных средств двойного назначения (то есть которые можно использовать как в предпринимательских, так и в личных целях) как:

  • земельные участки;
  • объекты жилой недвижимости;
  • легковые и грузовые автомобили.

5 новация: приведена методика исчисления амортизации

В новорожденном пп. 177.4.7 НК указано, что расчеты амортизации основных средств и нематериальных активов осуществляются исключительно с применением прямолинейного метода начисления амортизации. То есть годовая сумма амортизации определяется делением первичной стоимости объекта основных средств и нематериальных активов, которая амортизируется, на срок его полезного использования.

Также вводятся такие правила.

  • 1. Учет стоимости, которая амортизируется, ведется по каждому объекту.
  • 2. Расходы на приобретение или самостоятельное изготовление объектов основных средств и нематериальных активов должны быть документально подтверждены.
  • 3. Амортизация начисляется на протяжении срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств и нематериальных активов, самостоятельно установленного физическим лицом, но не менее минимально допустимого срока (см. Таблицу). 

Таблица

Минимально допустимые сроки полезного использования объекта основных средств и нематериальных активов

Группы

Минимально допустимые сроки полезного использования, лет

1 — капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством

15

2 — здания, сооружения, передаточные устройства

10

3 — машины, оборудование, животные, многолетние насаждения и прочее

5

4 — нематериальные активы

согласно правоустанавливающему
документу, но не менее чем два года

Итак, предпринимателю вполне логично ус­танавливать сроки использования исходя из Таблицы. Поскольку делать их большими невыгодно (будет дольше начисляться амортизация), а меньшими — не позволяет НК.

Приведем пример. 

Предприниматель на общей системе налогообложения приобрел столярный станок стоимостью 10 000,00 грн. (продавец — неплательщик НДС).
Срок полезного использования станка соглас­но Таблице составляет 5 лет. Соот­вет­ст­вен­но сумма амортизации за год равняется: 10 000,00 грн. : 5 лет = 2 000,00 грн.

К сведению: по правилам бухучета начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования, и прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств и осуществляется ежемесячно. Но какие правила будут действовать у ФЛП, в частности, к приобретенным в течение года основным средствам, расходы на приобретение или изготовление которых подлежат амортизации, надеемся уже скоро расскажут фискалы.

6 новация: разъяснено, как отчитываться при прекращении хозяйственной деятельности

Физические лица, которые самостоятельно решили и провели госрегистрацию прекращения предпринимательской деятельности, подают налоговую декларацию за последний базовый налоговый период (в которой отображаются исключительно доходы от проведения предпринимательской деятельности), на протяжении 30 календарных дней с момента такой госрегистрации.

При этом последним базовым налоговым периодом является период после истечения предыдущего базового периода до последнего дня календарного месяца, в котором проведена государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности.

7 новация: удержание НДФЛ при выплате предпринимателям в зоне АТО 

В законодательстве теперь указано, что во время начисления (выплаты) ФЛП-продавцу/исполнителю (местонахождением или местожительством которых является временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов, которые расположены на линии столкновенья (независимо от системы налогообложения)), дохода от осуществления им предпринимательской деятельности субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) такой доход, обязаны удержать НДФЛ у источника выплаты (новый п. 38.9 подраздела 10 раздела XX НК).

Очевидно, вместе с НДФЛ надо удержать и военный сбор.

Внимание: об ЕСВ-новации для предпринимателей-общесистемщиков см. на стр. 10 текущего номера.

Редакция газеты «Консультант частного предпринимателя»




 
 

Rambler's Top100