Главная arrow Архив газеты arrow 2017arrow 07arrow РРО-перечень технически сложных бытовых товаров необходимо применять с 7 мая 2017 года



ГОРЯЧАЯ ТЕМА
РРО-перечень технически сложных бытовых товаров необходимо применять с 7 мая 2017 года

История принятия документа

Как известно, Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 20 декабря 2016 года № 1791-­VIII (далее — Закон № 1791) внедрена обязательность применения РРО при реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене (далее — ТСБТ). 

Соответствующие нормы касаются прежде всего субъектов хозяйствования малого (микро) бизнеса на упрощенной системе, поскольку подавляющее большинство этих физических лиц — предпринимателей сейчас имеют льготы относительно неприменения РРО (если их годовой оборот не превышает 1 млн грн.). 

Согласно требованиям Заключительных и переходных положений Закона № 1791 Кабинет Министров Украины обязан был до 31 марта 2017 года принять нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Закона № 1791. Поэтому до 31 марта 2017 года должен был быть принят и с 1 апреля 2017 года заработать Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения регистраторов расчетных операций (далее — Перечень ТСБТ). 

Внимание: Перечень ТСБТ обязывает всех торговцев ТСБТ (включая плательщиков еди­ного налога) применять РРО (независимо от объемов их годового дохода).

Напомним, что еще 16 марта был принят «раздутый» Перечень ТСБТ, но его забраковала Государственная регуляторная служба Украины (далее — ГРС). Со второй попытки ГРС согласовала «суженный» кабминовский Перечень ТСБТ (подробнее см. на стр. 6–8 № 6 газеты за 2017 год).

И только 7 апреля 2017 года в «Урядовом курьере» № 66 официально обнародовано постановление КМУ от 16 марта 2017 года № 231 (далее — Постановление № 231), которым утвержден Перечень ТСБТ, содержащий восемь групп товаров:

  • «Изделия из черных металлов»;
  • «Реакторы ядерные, котлы, машины, оборудование и механические устройства; их части»;
  • «Электрические машины, оборудование и их части; аппаратура для записи или воспроизведения звука, телевизионная аппаратура для записи и воспроизведения изображения и звука, их части и принадлежности»;
  • «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, их части и оборудование»;
  • «Приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, контрольные, измерительные, прецизионные (то есть высокоточные — примечание редакции); ме­ди­цинские или хирургические; их части и принадлежности»;
  • «Часы всех видов и их части»;
  • «Музыкальные инструменты; их части и принадлежности»;
  • «Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности».

Когда Перечень ТСБТ вступает в силу

Постановление № 231 вступает в силу через 30 дней со дня его опубликования (это произошло 7 апреля 2017 года в «Урядовом курьере» № 66). ГРС утверждает (см. ниже), что Перечень ТСБТ заработает с 7 мая 2017 года.  Однако ГУ ГФС в Днепропетровской облас­ти указывает, что Постановление № 231 вступит в силу с 8 мая 2017 года. Далее в публикации будем придерживаться позиции ГРС, поскольку она безопаснее для плательщиков.

Хотя в первичном проекте постановления, забракованном ГРС, предусмотрено, что этот норматив вступает в силу с первого числа квартала, следующего за кварталом его опубликования (детальнее см. на стр. 6–8 № 6 за 2017 год).

То есть разработчики норматива планировали принять и опубликовать Постановление № 231 в марте, для того чтобы оно вступило в силу с 1 апреля 2017 года. Но КМУ промедлил и не успел все сделать в марте 2017 года, поэтому в принятом Постановлении № 231 предусмотрели другие сроки вступления в силу.

Позиция ГРС относительно действия Постановления № 231

ГРС сообщила:

«Постановление № 231 вступает в силу через 30 дней после официального опубликования. Опубликовано оно 7 апреля 2017 года в газете «Урядовый курьер» № 66. Следовательно, применять РРО предприниматели, использующие упрощенную систему, обязаны с 7 мая 2017 года.

Следует подчеркнуть, что принятая на заседании КМУ 16 марта 2017 года редакция соответствующего постановления была доработана ГРС в части сокращения содержательного наполнения предлагаемого ею Перечня ТСБТ путем исключения из него 77 товаров по соответствующим группам (примечание редакции: с Перечнем ТСБТ, согласованным между КМУ и ГРС, можно ознакомиться на стр. 8–12 № 6 за 2017 год).

Согласно предварительному рассмотрению обнародованной 7 апреля 2017 года редакции Постановления № 231 было установлено, что вопреки позиции ГРС, а также согласованной ею редакции проекта указанного постановления ранее изъятые товарные позиции 9101–9107 «Часы всех видов и их части» были возвращены в Перечень ТСБТ.

Наряду с этим, поскольку обнародованная редакция Перечня ТСБТ претерпела стилистических и структурных изменений, по мнению ГРС, для однозначной трактовки установленных данным постановлением требований лицами, которые должны их использовать или выполнять, товарные позиции, имеющие 4­значный код, применяются только в том случае, если они не имеют детализации на уровне кодов подсубпозиций, то есть 10­значных кодов согласно УКТ ВЭД.

В других случаях применяются только коды товарных подсубпозиции Перечня ТСБТ, определенные на уровне 10­ти знаков».

Надо ли применять РРО при наличной продаже ТСБТ до 7 мая 2017 года

Учитывая, что трехмесячный срок выполнения требований Закона № 1791 истек, а также принимая во внимание тот факт, что Перечень ТСБТ заработает лишь с 7 мая 2017 года, возникают вопросы:

  • Обязаны ли субъекты хозяйствования, реализующие ТСБТ, применять РРО до 7 мая 2017 года?
  • Имеют ли право фискальные органы осуществлять контроль за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги) и других требований Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 года № 265/95-­ВР?
По мнению редакции, субъекты хозяйствования, осуществляющие наличную продажу ТСБТ, не должны применять РРО до 7 мая 2017 года. Внимание к указанным изменениям со стороны фискалов связано с возникновением в дальнейшем оснований для осуществления РРО-контроля.
Считаем, что до вступления в силу Постановления № 231 Перечень ТСБТ не может применяться фискальными органами при осуществлении ими контроля за соблюдением субъектами хозяйствования РРО-законодательства. Наше мнение поддерживает ГРС, которая отметила: «... до вступления в силу соответствующего постановления и утвержденного им Перечня у субъектов хозяйствования и фискальных органов отсутствуют объективные критерии, которые предоставляли бы четкую возможность относить или не относить себя к участникам правоотношения, связанного с применением РРО при реализации ТСБТ, подлежащих гарантийному ремонту.
В связи с указанным осуществление фискальными органами контроля за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги) без ссылки на конкретные позиции Перечня будет нарушать принципы, по которым осуществляется государственный надзор (контроль), определенные ст. 3 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 5 апреля 2007 года № 877-­V».

Редакция газеты «Консультант частного предпринимателя»