Еще с 1 января 2017 года Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 20 декабря 2016 года № 1791-VIII были внесены изменения в РРО-законодательство, согласно которому КМУ обязали утвердить перечень ТСБТ в целях применения РРО. Перечень № 231 вступил в силу 8 мая 2017 года*. В результате именно с этой даты предприниматели-единщики, осуществляющие реализацию ТСБТ, лишаются своих РРО-льгот.
Вместе с тем, если предприниматели и ранее обязаны были использовать РРО, то с принятием Перечня № 231 ничего не изменилось и плательщик продолжает работать по-старому (то есть с РРО).
Рассмотрим главные нюансы нововведений с 8 мая 2017 года.
1. Уйти от РРО можно, если покупатель получает деньги только в безналичной форме (то есть деньги перечисляются со счета на счет без использования банковских платежных карт).
2. Теперь все единщики (независимо от того, в какой группе они находятся и каков объем их выручки) должны использовать РРО, осуществляя расчетные операции** (в понимании ст. 2 Закона № 265) в случае реализации ТСБТ. Самое неприятное, что РРО придется применять при продаже любых товаров (услуг), а не только ТСБТ (эта позиция высказана ГФСУ в индивидуальной налоговой консультации от 16 мая 2017 года № 206/Ч/99-99-14-05-01-14/ІПК).
3. При реализации ТСБТ уже не действует РРО-освобождение для первогруппников, а также для плательщиков 2 и 3 группы с годовым доходом менее 1 млн грн. (ГФСУ, «ЗІР», подкатегория 109.03 — см. на стр. 11–12 текущего номера).
4. Очевидный на первый взгляд выход из сложившейся ситуации — это разделить товары на две группы: ТСБТ и не-ТСБТ. Затем в одних торговых объектах торговать ТСБТ, а в других — не-ТСБТ. Однако фискалы против этого. Они настаивают, что РРО-требования распространяются на плательщика, а не на его торговые объекты (ГФСУ, «ЗІР», подкатегория 109.02 — см. на стр. 12–13 текущего номера).
5. Согласно ст. 10 Закона № 265 разрешается не применять РРО предпринимателям согласно Постановлению № 1336. Однако для освобождения от РРО придется использовать РК и КУРО.
Еще в Постановлении № 1336 для одних форм деятельности установлены предельные размеры годового дохода (превышение которых ведет к обязательному использованию РРО), а для других форм — «доходных» ограничений нет.
Итак, ТСБТ-новшества не коснулись ст. 10 Закона № 265 и Постановления № 1336. Отсюда вполне логично предположить, что данная льгота продолжает работать и дальше при продаже ТСБТ. Однако нашу позицию должны подтвердить непредсказуемые налоговики.
6. Торговля б/у ТСБТ, в том числе на которые не распространяется гарантия, требует применения РРО. По мнению налоговиков, это объясняется тем, что в Законе № 265 и НК прямо не предусмотрено такого РРО-освобождения (ГФСУ, «ЗІР», подкатегория 109.02 — см. на стр. 12 текущего номера).
Формально фискалы правы, однако получается несостыковка. Объясним: если исходить из официальных комментариев, то согласно им Перечень № 231 был утвержден именно для защиты прав потребителей при гарантийной замене или ремонте ТСБТ. Отсюда риторический вопрос: зачем защищать гарантию, которой уже нет.
7. Единщику — торговцу ТСБТ, для того чтобы перестать пользоваться РРО, достаточно прекратить реализацию «сложных» товаров. По мнению редакции, тогда единщика, который при этом выполняет нормы п. 296.10 НК***, ждет РРО-льгота.
А все потому, что в законодательстве нет временной привязки в использовании РРО для тех предпринимателей, которые ранее уже торговали ТСБТ. Для перестраховки желательно внести изменения в Единый государственный реестр (представляется соответствующая форма госрегистратору) и Реестр плательщиков единого налога (подается налоговикам заявление о применении упрощенной системы налогообложения), вычеркнув из них торговлю ТСБТ (если это отдельный вид деятельности). Конечно же, наличие «ТСБТдеятельности» в вышеназванных реестрах среди прочих вовсе не означает, что вы именно ее осуществляете. Однако лучше убрать все «факторы-раздражители» налоговиков. И конечно же, следует снять с регистрации все РРО.
8. В Перечне № 231 указаны наименования, каждому из которых соответствует код УКТ ВЭД. В нем имеются группы товаров (код с двумя цифрами), товарные позиции (код с четырьмя цифрами) и расшифрованные товары (подсубпозиции с десятицифровым кодом).
По мнению Госрегуляторслужбы Украины: «товарные позиции, имеющие 4-значный код, применяются только в том случае, если они не имеют детализации на уровне кодов подсубпозиций, то есть 10-значных кодов согласно УКТ ВЭД. В других случаях применяются только коды товарных подсубпозиции Перечня № 231, определенные на уровне 10-ти знаков» (подробнее — см. на стр. 8 № 7 газеты за 2017 год).
Однако необходимо совпадение не только десятизначного кода, но еще и наименования ТСБТ. Например, в Перечне № 231 с кодом УКТ ВЭД 8543 70 90 00 указаны аппараты фотоэпиляционные, детекторы валют, металлоискатели, но такой же код имеют и светодиодные лампы на основе LEDтехнологии, которые отсутствуют в Перечне № 231. Следовательно, светодиодные лампы обходят Перечень № 231 (кстати, данный вывод следует из индивидуальной налоговой консультации ГФСУ от 16 мая 2017 года № 206/Ч/99-99-14-05-01-14/ІПК).
Иными словами, крайне важно четко знать наименование и код УКТ ВЭД ТСБТ, которым Вы торгуете. А как же быть, если предприниматель не знает этого кода?
Естественно, предприниматель может определить код самостоятельно. Кроме того, он может обратиться: